Разбираемся, почему мы тратим больше запланированного, покупаем массу ненужного и оказываемся неподготовленными к уловкам продавцов.
Хотели насладиться выгодным шоппингом, экономно реализовать давно составленный вишлист - а получили разочарование и гигантскую брешь в семейном бюджете? Знакомая история для «черной пятницы». Кстати, почему «черная»? Все просто: идиома in the black означает «положительный баланс» (в отличие от in the red - отрицательного). Уже по одному названию понятно: аттракциона щедрости для покупателей не жди, ведь продавцы собираются сработать только в плюс.
Обманы «черной пятницы»: вранье на входе
Яркие вывески и кричащие обещания «Скидки – до 90 %» бьют по глазам уже на входе в магазин. А внутри толкаются толпы покупателей, лихорадочно ищущих ту самую 90-процентную скидку. На деле вешалки будут украшать, в основном, лишь стандартные «-20 %», в лучшем случае «-30 %». Возможно, даже «-50 %» - но на отдельно взятые вещи неходовых размеров и не соответствующие сезону. Отчаявшись найти заветные «-90%», вы обратитесь к продавцу, и узнаете, что с такой огромной скидкой можно приобрести только какие-нибудь плюшевые стринги, которые с 2016 года никого не заинтересовали.
Но не зря ведь зашли? Придется что-нибудь присмотреть из вещей с 20-процентной скидкой. На то и расчет.
Обманы «черной пятницы»: скидка поверх накрутки
Искусственно завысить цену на товар и демонстративно ее «обрушить» в день распродажи – излюбленная хитрость продавцов. Причем обрушить так, что скидочная цена все равно будет выше номинальной. Многие магазины начинают манипуляции с ценами за несколько дней до «черной пятницы». Грубо говоря, пальто, которое вам «посчастливилось» купить на распродаже за 30 тысяч рублей (вместо 50 тысяч – с якобы 40% скидкой), в обычные дни стоит 20 тысяч. И не придерешься: цену в 50 000 ему выставили еще неделю назад. О первоначальной стоимости можно будет узнать лишь дома, отодрав три слоя ценников на бирке.
Особенно любят этот прием магазины электроники и техники. Например, в прошлом году корреспонденты «Росбалт-Like» обнаружили неприятный сюрприз в интернет-магазине «Эльдорадо».
«Два чайника марки Tefal, которые еще неделю назад стоили 1 тыс. 899 рублей, 23 ноября подорожали до 2 тыс. 199 рублей. Зато рядом с товарами появилась табличка «Black Friday».
И, конечно, такое происходит не только в «черную пятницу».
«Брал жене в «Связном» под Новый год телефон. Написано: акция, скидка сколько-то там процентов до 31 января - 39000», - пишет один из пользователей форума Guns.ru Talks. - 1 января залез на сайт, точную модель глянуть. Цена: 37000, уже без скидок и акции».
Обманы «черной пятницы»: неликвид на полках
Одна из главных задач ритейлеров в этот день – сбыть покупателю все, что в течение года завалялось на складах и «зависелось» на распродажах. Так что не удивляйтесь, если не найдете скидок на верхнюю одежду и теплые вещи. Зимнюю коллекцию в Black Friday вы можете вообще не увидеть – вместо нее многие магазины в этот день гордо вывешивают летние сарафаны, бикини и топы. Многие из них остались еще с позапрошлогодних распродаж и - после стольких-то примерок - находятся уже в довольно плачевном состоянии. А самое интересное, что даже неактуальные и захватанные (порой даже рваные!) вещи продавец вряд ли отдаст за копейку.
Поэтому, если не хотите сгоряча (или с горя) купить полинявший купальник вместо нужного пуховика, возвращайтесь в магазин через несколько дней. Зимняя коллекция волшебным образом опять появится на своем законном месте.
Обманы «черной пятницы»: искусственный хаос
Вы уже знаете, какая неразбериха и беспорядок творятся в дни распродаж. Люди срывают вещи с вешалок, путают их местами, забывают их в примерочной, сбивают ценники… В итоге – на полках и стойках вперемешку оказываются вещи с скидками и без. А зачастую этот хаос искусственно создают сами продавцы – в расчете на то, что одержимые покупатели не будут уточнять, попал ли тот или иной товар в число уцененных.
Вот так и получается, что, отстояв гигантскую очередь сначала в примерочной, а потом на кассе, вы вдруг узнаете, что футболка стоит на 400 рублей дороже, чем было обещано на стойке. В этом случае вы, скорее всего, махнете рукой и все равно ее купите. Тем более, что сзади напирает толпа нетерпеливых людей, которая не позволит вам тратить время на разбирательства.
Обманы «черной пятницы»: читайте мелкий шрифт
Этим уже грешат интернет-магазины. Возле названия товара в «черную пятницу» частенько ставят звездочку, значение которой указывают мелким шрифтом. В нем и кроются нюансы – например, «Товар не подлежит возврату» или «Особые условия доставки». В последнем случае доставка может стоить в два раза дороже, чем в обычные дни. Таким образом, предоставляя вам реальную скидку на товар, ритейлер все-таки наживается на доставке.
Выходит, выгода «праздника распродаж» - миф? Не совсем. Вернее, не в нашей стране. Эксперты отмечают, что «черные пятницы» честно проводят на их родине – то есть в США. И речь идет именно об оффлайн-распродажах.
«Там (в США) это проводится в реальных магазинах, и там действительно делаются большие скидки, именно поэтому народ с таким сумасшествием к этому относится. Потому что там действительно можно отхватить какой-нибудь дорогущий телевизор за бросовую цену», - объясняет Наталья Старостина, руководитель Московского регионального отделения Объединения потребителей России (в беседе с Pravda.ru).
Но даже в США после «черных пятниц» народ массово отправляется обратно в магазин – сдавать сгоряча накупленные вещи. Таков закон правильного шоппинга: отправляться за покупками нужно исключительно с холодной головой. А для этого стоит заранее промониторить цены, почитать отзывы, заглянуть в магазины за неделю до «дня Х». Впрочем, в этом случае Black Friday вас, может быть, вообще не соблазнит.