Отечественные технологии оказались эффективнее американских в сто раз
Отечественные технологии оказались эффективнее американских в сто раз
Москва приостановила действие соглашения с Вашингтоном об утилизации оружейного плутония. Решение связано с «необходимостью принятия безотлагательных мер по защите безопасности Российской Федерации» и «неспособностью США обеспечить выполнение принятых на себя обязательств» из-за технологического отставания от России.
Во время гонки вооружений в СССР и США были созданы реакторы, главной задачей которых стало получение плутония-239 для ядерных зарядов. К 1991 году его накопилось столько (в США - 103 тонны, в СССР - 170 тонн. - А. С.), что хватило бы на изготовление 19 тысяч бомб, сброшенных на Хиросиму. Понимая, что это опасный перебор, страны приняли в 2000 году двустороннее решение о сокращении запасов плутония на треть. Для начала.
Тут же встал вопрос, каким образом это делать. Период полураспада плутония - 24 тысячи лет, значит, ждать, когда он «рассосется» сам собой, бессмысленно. При этом хотелось бы отбить вложенные в его производство деньги и использовать спрятанную в нем энергию в мирных целях. А как?
Чистым плутонием заправлять АЭС нельзя, их просто взорвет. Однако ученые пришли к выводу, что если смешать оксид плутония и уран, то можно получить безопасное ядерное топливо невероятной эффективности. С этого момента между Россией и США началась гонка, на этот раз по наиболее эффективному разоружению.
Понимая важность задачи, конгресс США в 2010 году выделил на программу разработки миксоксидного (из оксида плутония и урана) МОКС-топлива $7,7 миллиарда. Работа закипела. В 2015 году лучшие умы Америки отчитались об успехах и попросили у конгресса еще пять лет на окончание работ и дополнительно $17,3 миллиарда.
Прямо дух захватывает и зависть берет от такой крутизны. Это ж надо, сколько денег тратится в США на науку. России такой размах и не снился. Наш завод по производству МОКС-топлива начал работать 28 сентября 2015 года. Он обошелся всего в $240 миллионов. В сто раз дешевле, чем нужно американцам для того чтобы только еще построить что-то подобное. Можно сказать, мы совершили невозможное. Мы реально обогнали Америку далеко и надолго. Выполнить условия соглашения они не могут из-за своего технологического отставания. Они хотели бы сжечь излишки радиоактивного материала, но сделать это не могут, поэтому просто мешают его с технологическим мусором и закапывают на своей территории. Но нас это тоже не устраивает.
- Главный риск заключается в том, что если плутоний сожгли, то вернуть его нельзя, а если его перемешали и закопали, то, в принципе, технологически существует возможность его раскопать и снова разделить, - объяснил глава «Росатома» Сергей Кириенко.
Впрочем, у американцев есть возможность обратиться за помощью к нам. Являясь монополистом в изготовлении топлива по МОКС-технологии, Россия сейчас начнет зарабатывать огромные деньги на утилизации ядерных отходов, проблема которых остро стоит перед всеми странами, на территории которых работают АЭС. В перспективе это принесет десятки миллиардов долларов.