Что сделало создателя «Русского витязя» национальной гордостью США

Источник: wikimedia.org

Легендарный авиаконструктор Игорь Сикорский многое сделал для России – но его американские заслуги оказались гораздо заметнее

Родившийся в Киеве этнический поляк Игорь Сикорский всю жизнь считал себя русским монархистом и мечтал о восстановлении «единой и неделимой» Российской империи, которую он не видел последние две трети своей жизни. Он так никогда не признал Советской власти, хотя искренне любил свою страну. На глазах всего одного поколения он прожил несколько замечательных жизней, падая в нищету и безвестность и поднимаясь к заоблачным высотам всемирной славы.

Ученик Жюля Верна

Игорь Иванович Сикорский. Источник: wikimedia.org

25 мая 1889 года в семье известного киевского психиатра Ивана Алексеевича Сикорского родился сын, которого отец учил преданности Церкви, Царю и Отечеству. Мать прививала сыну любовь к прекрасному, принося домой раритетные книги.

Именно благодаря Марии Стефановне Игорь прочитал роман Жюля Верна «Робур-завоеватель», в котором рассказывалось о гигантском воздушном корабле, поднимавшемся в воздух при помощи горизонтальных винтов. Будучи известным американским конструктором, Игорь Сикорский рассказывал, что эта книга родила самую главную мечту его жизни.

В 14-летнем возрасте парня, отличавшегося особым усердием в учебе, родители отправили в Санкт-Петербург, где он без труда поступил в Морской кадетский корпус. Двухлетняя учеба научила его дисциплине, и юноша окончательно определился со своим будущим, решив стать инженером.

Шел 1906 год, в столице и других крупнейших городах бушевала первая российская революция. Получить в таких условиях техническое образование было невозможно, и Сикорский вынужден был уехать во Францию, где стал учеником Технической школы Дювиньо де Лано.

На благо родной страны

Игорь Сикорский, 1910-е. Источник: wikimedia.org

Через год, когда ситуация в России стабилизировалась, он вернулся в Киев, став студентом Политехнического института. Первые же инженерные навыки возродили идею создания вертолета, который мог бы взлететь вертикально с достаточно небольшой площадки. Сикорский привез из Европы мотор подходящей мощности.

Мало кто знает, что испытания первого российского вертолета, созданного Сикорским, прошли в июле 1909 года. И пускай он не смог взлететь, но стал прообразом второй модели, которая уже через год сумела оторваться от земли.

Отсутствие должного финансирования и другие сложности заставили будущего инженера переключиться на постройку более простых с технической точки зрения самолетов. В 1910 году в небо взмыл биплан БиС-2 (С-2), построенный Игорем Сикорским вместе с другим студентом Киевского политехнического института Федором Былинкиным.

Именно тогда сформировалось ядро энтузиастов: Георгий Адлер, Василий Иордан, Михаил Климиксеев, Анатолий Серебрянников, Константин Эргант и механик-моторист Владимир Панасюк, создавшие легендарный четырехмоторный самолет «Илья Муромец», равного которому в мире не существовало более двух десятилетий.

Игорь Сикорский, 1914 год. Источник: wikipedia.org

В 1912 году Игорь Сикорский переехал в Санкт-Петербург, где его назначили главным инженером отдела Петербургского вагонного завода (просто головокружительная карьера для 23-летнего юноши). А созданный им самолет С-6 на протяжении 1912-1914 годов бил все мыслимые и немыслимые рекорды того времени, развивая с двумя пассажирами скорость в 111 км/час, а с пятью – 106 км/час.

В 1913 году был создан биплан С-21 «Гранд», или «Русский Витязь», который стал первым в мире самолетом с четырьмя двигателями. В августе 1913 года на нем был установлен мировой рекорд продолжительности полета — 1 час 54 мин.

Первый в мире четырехмоторный самолет С-21 «Гранд» или «Русский Витязь». Источник: wikipedia.org

11 сентября того же года во время одного из испытательных полетов пролетавший над «Русским Витязем» истребитель потерял двигатель, серьезно повредив его конструкцию. Обошлось без человеческих жертв, но самолет решили не восстанавливать: на подходе уже другой, который потом успел побывать пассажирским и поучаствовать в Первой мировой войне как не сбиваемый бомбардировщик.

Настоящий богатырь

«Илья Муромец», или С-22, вывели на взлетную полосу в декабре 1913 года, и он сразу же установил рекорд грузоподъемности весом 1100 кг, при предыдущих 653 кг. В феврале 1914 года Сикорский смог поднять в воздух «Илью Муромца», на борту которого находилось 16 мужчин и собака, а общий вес груза достигал 1290 кг. 17 июня Игорь Сикорский на своем «Илье Муромце» совершил беспрецедентный перелет из Санкт-Петербурга в Киев, преодолев 1020 верст за 13 часов 10 минут.

Во время одного из показательных полетов над Киевом Сикорский поднял свою громадную машину на немыслимую высоту 1400 метров, а за полетом могли наблюдать все жители столицы Малороссии.

С-22 «Илья Муромец» в полете. Источник: wikipedia.org

С началом Первой мировой войны задумывавшийся изначально как пассажирский самолет «Илья Муромец» стал главной сирой российской тяжелой бомбардировочной авиации. С высоты, на которую не могли подняться немецкие и австрийские истребители, эти боевые машины точно сбрасывали на цель 80- и 240-килограммовые бомбы, вызывавшие катастрофические разрушения. К 1918 году находившиеся на вооружении белогвардейцев и Красной армии «Ильи Муромцы» научились подниматься на высоту 5200 метров и не имели конкурентов в воздухе.

Побег от большевиков

Игорь Сикорский не принял революцию, которая, по его мнению, подрывала моральные устои страны. В начале 1918 году, ставший к тому времени национальным героем страны, он уехал в Париж, где был с радостью принят руководством французского военного ведомства.

Ему поручили построить 5 новых бомбардировщиков, но скорое окончание Первой мировой войны сделали эти самолеты ненужными. Заказ аннулировали, и Игорь Сикорский стал простым безработным. Он четыре года искал единомышленников, пока в 1923 году не создал авиационную компанию «Sikorsky Aero Engineering Corporation», стал ее президентом, а должность вице-президента досталась Сергею Рахманинову. Да-да, тому самому великому композитору.

Среди несомненных успехов того времени постройка самолета-амфибии С-38, которая, по словам местных журналистов, произвела переворот в авиации.

Современная копия двухмоторного самолета-амфибии С-38 на авиашоу «AirVenture», 2006 год. Источник: wikipedia.org

До 1939 года Игорь Сикорский представил 15 новых типов самолетов, многие из которых были признаны чрезвычайно успешными. Особенно гидросамолеты, давшие старт развитию всемирно известной авиакомпании Pan American World Airways.

Исполнение детской мечты

Крупнейшие успехи Сикорского пришлись на период Первой и Второй мировых войн. В сентябре 1939 года в небо наконец то поднялся его геликоптер Vought-Sikorsky 300, который по сути был тем же киевским вертолетом 1909 года, только изготовленным из более современных материалов.

Вертолет Сикорского Vought-Sikorsky 300. Источник: wikipedia.org

Вертолеты Сикорского просто взорвали авиационную индустрию. Специалисты и сейчас считают этот эффект сопоставимым с работой Сергея Королева, сумевшего своими ракетами вывести человечество в космос.

Его машины первыми перелетели через Атлантический и Тихий океан. Они считались настолько удачными, что их копировали в других странах. У нас об этом стесняются говорить, но легендарный вертолет Ми-4 стал точной копией С-55 Игоря Сикорского, а до сих пор использующийся российской армией Ми-8 (копия С-61) получил некоторые изменения конструкции только относительно недавно.

Игорь Игоревич Сикорский, сын знаменитого авиаконструктора, продолжил дело отца. Источник: wikimedia.org

Всего в США Игорь Сикорский создал 17 типов самолетов и 18 – вертолетов. Уйдя на пенсию, он занимался развитием Русской Православной церкви, писал книги и помогал выходцам из СССР адаптироваться в американском обществе. Умер 26 октября 1972 года в городе Истон.