«Илья Муромец» уничтожил «Адольфа Гитлера»
* Поезд-крепость Троцкого имел электростанцию, баню и гараж
* Шойгу отменил приказ Сердюкова о списании бронепоездов из армии России
Идею «вооруженного до зубов» поезда разработали французские инженеры 190 лет назад. Воплотили ее австрийцы при осаде венграми Вены в 1848 году. 13 лет спустя во время войны Севера и Юга в США командир 19-го Иллинойского волонтерского полка Иван ТУРЧАНИНОВ, он же полковник Джон Бэзил ТУРЧИН, поставил пушки на платформы и покрошил растерявшихся южан в капусту. В англо-бурской войне на рубеже XX века британцы додумались защищать военные составы от «забуревших» партизан стальными канатами. Не спешат отказываться от бронепоездов и в наше время.
Они встретились в 1944 году под Ковелем. Один из лучших бронепоездов нацистской Германии «Адольф Гитлер» (абы что именем фюрера не назовут!) и наш богатырь на колесах «Илья Муромец».
Немец к рандеву не стремился - гадил исподтишка. Каждый день в течение двух-трех минут совершал обстрелы наших позиций и тут же исчезал. Разведка искала артиллерийскую батарею, но ничего не нашла - так вычислили, что это был именно бронепоезд. Супостату устроили засаду - его подвела немецкая педантичность: обстрелы проходили строго в определенное время. Сначала артиллерия отрезала противнику путь к отступлению, а затем началась дуэль. Это было единственное «лобовое» боестолкновение бронепоездов в Великой Отечественной. С первого выстрела пустить «Адольфа» под откос не удалось. Он успел огрызнуться всей своей мощью, но снаряды легли мимо цели. А затем «Муромец» пустил в ход реактивные снаряды с установленных на платформах «катюш», и все было кончено.
«Илья Муромец» - настоящая легенда. Был защищен броней толщиной 45 миллиметров и за всю войну не получил ни одной пробоины. Прошел путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере. До Берлина не дотянул каких-то 50 км, да и то лишь потому, что мост через Одер был разрушен. За время войны уничтожил 7 самолетов, 14 орудий и минометных батарей, 36 пулеметных гнезд, 875 солдат и офицеров противника.
Всего во время войны с фашистами сражалось около 200 бронепоездов. Типичный состоял из одетого в сталь до самых колес локомотива и нескольких закрытых бронеплощадок грузоподъемностью 60 тонн. Врагу угрожали башни от танка Т-34, которые могли вести круговой обстрел, другие орудия, пулеметы, в том числе зенитные, иногда «катюши». На отдельных платформах устанавливали дополнительные зенитные пулеметы. С собой чудо техники возило также запас необходимых для ремонта путей материалов и оборудования.
Все героические экипажи и не перечислишь. Среди них - бойцы поезда «Желязняков» из Севастополя, прозванного врагом «Зеленым призраком», «Козьмы Минина», построенного рабочими вагонного и паровозного депо станции Горький-Пассажирская на собственные средства в свободное время, а также «Литера А», который только под Киевом уничтожил 17 самолетов врага.
«Единую Россию» столкнули с «Георгием Победоносцем»
И все же звездный час для этого вида вооружений пробил раньше - во время Гражданской войны. Линии фронта подчас вообще не было. Белые, красные, батька Махно, атаман Шкуро - все перемешано, как в винегрете. При таких условиях быстро перемещать живую силу и технику было жизненно важно. Орудия бронепоездов уже тогда били на 16 км, поезда развивали скорость 45 - 50 км/ч и могли пройти за сутки до 500 верст.
Но существовали еще и персональные «бронники», как у создателя Красной Армии Льва Троцкого. Много писали, что нарком обороны разъезжал в царском поезде, но это не так. Состав, защищенный металлом, был собран в Британии, его называли летучей машиной управления. В нем имелись электростанция, баня, типография, ресторан, салон-вагон, гараж с несколькими автомобилями и запас горючего к ним. Кроме брони, от нападения защищали пулеметы. «Поезд был так тяжел, - писал о нем Троцкий, - что шел с двумя паровозами. Потом пришлось разбить его на два поезда». Имелся в караване наркома, естественно, и телеграф, с помощью которого он общался даже с агентами в США, которые ему «сливали» информацию о настроениях среди эмигрантов.
Белая армия тоже использовала крепости на колесах. Во многом благодаря им Врангелю удалось продержаться в Крыму до 1920 года. Когда разгром стал очевиден, два последних тяжелых бронесостава - «Георгий Победоносец» и «Единая Россия» - были пущены белогвардейцами навстречу друг другу, чтобы не достались пролетариям-победителям.
Ветер, сдувающий города
В наше время, казалось бы, бронепоезд - анахронизм. Так думал и экс-министр обороны Анатолий Сердюков, распорядившийся «разоружить» их и законсервировать. Но его преемник Сергей Шойгу приказ отменил. В отличие от Сердюкова он был в Чечне во время военных действий в качестве министра МЧС. И видел, насколько они могут быть полезны. После того как 19 августа 2002 года боевики в районе аэропорта Ханкалы сбили вертолет МИ-26, в результате чего погибли 127 военнослужащих, был отдан приказ о перемещении живой силы только по земле. И вот здесь бронепоезда стали незаменимы. Они прикрывали мотострелков, десантников, саперов, сопровождали грузы. Сейчас в составе Железнодорожных войск числятся четыре современных спецпоезда: «Байкал», «Терек», «Амур» и «Дон».
Но есть у России оружие на колесах и другого класса. Идея - чисто русская: супербронепоезд, вооруженный баллистическими ракетами. Подобные боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК) были приняты на вооружение в конце 80-х. И до полусмерти перепугали американцев. Ведь такой состав постоянно меняет дислокацию, проходя по «железке» до тысячи километров в день. БЖРК выглядит как обычный поезд из рефрижераторных и пассажирских вагонов, только в его голове стоит не один, а три локомотива. Три из этих «рефрижераторов» имеют по восемь колесных пар. Именно там находятся термоядерные ракеты. В остальных вагонах размещаются командный пункт, системы техобеспечения, персонал.
По договору СНВ-2 этот вид вооружения был практически уничтожен. Но теперь активно возрождается. Вскоре на боевое дежурство заступит подвижной комплекс «Баргузин» (название ветра на озере Байкал) с межконтинентальными баллистическими ракетами «Ярс» или «Ярс-М». Информация о нем строго засекречена. Но ясно, что лишь один пуск способен уничтожить как минимум город. Наш бронепоезд XXI века уже не «стоит на запасном пути», как поется в знаменитой песне. Теперь он все время будет в движении.
МАРШАЛ НЕПОБЕДЫ
САМЫЙ несчастливый бронепоезд был собран на Сормовском заводе в начале революции. Не успел он получить название, как его в 1920 году захватили поляки, которые назвали трофей «Первый маршал». В 1939-м его вернули обратно: состав №77 передали полку НКВД. Но ненадолго - его пленили немцы, дав название «Panzer Zug №10». В 1943 году горемыка подорвался на мине, после чего был разделен надвое. Обе части были уничтожены в 1945 году советскими штурмовиками на территории Польши.
МАЛЕНЬКИЙ, ДА УДАЛЕНЬКИЙ
САМЫЙ миниатюрный бронепоезд был создан в британском графстве Кент, он ездил по колее в 15 дюймов (37,5 см). Сейчас в мини-вагонах по этой дороге катаются дети.
СИГНАЛ К ВОЙНЕ
ПЕРВЫЙ выстрел Второй мировой войны был сделан артиллеристами фашистского бронепоезда «Panzer Zug № 3», атаковавшего в ночь на 1 сентября 1939 года приграничную польскую железнодорожную станцию Хойнице.