Валентина Терешкова всех обманула, когда списала недомогание на некачественные продукты
В трудовой книжке сотрудников завода «Звезда» написано, что они всю жизнь проработали в «почтовом ящике» - п/я. Менялся только номер. Инженерный состав, трудившийся под второй формой секретности, жил в специальном режиме даже после увольнения. Специалистам запрещалось не только выезжать за границу, но и появляться в местах, где они могли встретиться с иностранцами. Лишь несколько лет назад была снята секретность с документации по созданию космического скафандра. «Экспресс газета» встретилась с Натальей ОПАРИНОЙ, одной из тех, кто разрабатывал космический скафандр.
- Я окончила Институт химического машиностроения, - начала рассказ ведущий инженер исследовательских испытаний завода «Звезда» Наталья Михайловна Опарина. - На четвертом курсе нам объяснили, что специальность «закрытая». Взяли подписку: как себя вести, куда не соваться. Тема диплома «Скафандр» - закрытая, защита тоже.
В 1962-м я пришла на завод «Звезда». Только гагаринский скафандр прошел мимо меня, в разработке остальных я принимала участие. И все будущие герои космоса приезжали к нам на завод для прохождения испытаний. У нас были медицинский отдел и центрифуга, немецкая термобарокамера, в которой создавалась температура от плюс 50 до минус 50, барокамера и сурдокамера... Хотя развитие космической отрасли и приписывают Хрущеву, начиналась эпопея со сталинских времен. Ракета создавалась не для мирных целей, а чтобы защищать интересы страны не только в космосе, но и на Земле. Именно Сталин дал добро на разработку, поэтому уже через четыре года после его смерти полетела в космос первая ракета. Иосиф Виссарионович все понимал, поэтому, когда главный конструктор Сергей Королев решил поменять один тип уже не перспективной ракеты на другой, тут же получил одобрение вождя.
- А как же Хрущев? Ведь именно при нем мы запустили спутник и полетел Юрий Гагарин.
- Никита Сергеевич был недалеким в этом плане, шутом. Для него полететь первыми в космос было делом сугубо политическим, как и показать, что только в нашей советской стране женщина может достичь таких же высот, как мужчина.
- Имеете в виду Валентину Терешкову?
- Да. Королев всегда говорил: «Женщина на корабле - толку не будет!» Хоть и писали, что это была его идея, он категорически не хотел видеть никаких женщин в космосе. Но на этом настаивал Хрущев... Вообще мы подготовили пять девушек - Жанну Еркину, Татьяну Кузнецову, Валентину Пономареву, Ирину Соловьеву и Валентину Терешкову. До последнего выбирали, кто полетит. Скажем, Соловьева - выпускница Московского авиационного института, дочь профессора. Но Хрущев настоял на дочери ткачихи, у которой даже не было образования. Но она посещала авиаклуб и считалась «народной».
Ненакрашенной в космос нельзя
- Как сложилась судьба остальных четырех претенденток на полет?
- В историю они не попали, хотя прошли подготовительную программу. На полигон отправили двух: Терешкову и дублера - Соловьеву. Помню, их всех перед полетом отпустили в отпуск: «Девушки, отдыхаем, но чтобы вес был неизменным». Но Жанна Еркина набрала три килограмма. Так ее инструктор Никитин чуть не зарубил: «Не похудеешь - отчислю из отряда!» Все девушки были одного веса, поскольку большое значение имела центровка космонавта в объекте. Жанна за две недели сбросила излишки: на лошади скакала, диету соблюдала. Отправиться в космос хотели все: космонавт сразу получал Звезду Героя Советского Союза, а дублерам вручался орден Ленина.
- Какова была задача Терешковой?
- Задача всех первых космонавтов - проверка выносливости человеческого организма в космосе. Помню, как фотографировали Терешкову перед полетом. Всегда приходил один и тот же фотограф - Голованов. Ответственность большая: снимки увидит весь мир. Приходит Голованов, в космическом кресле уже сидит Терешкова. А она тогда не красилась. Фотограф, замявшись, нам говорит: «Может, ее подкрасить?» В нашем испытательном бюро работали сплошь мужики. У девчонок из конструкторского бюро, конечно, тушь имелась - ленинградская, «плевалка», но они к нам войти не могли, поскольку свободное перемещение из отдела в отдел не допускалось. Я кого-то отправила в КБ за косметикой. Но Терешкова говорит: «Пусть меня видят такой, какая я есть!» Однако нам все же удалось ее переубедить: «Тебя же увидит весь мир! Ты - лицо нашей страны». Припудрили, губы подкрасили.
- Считаете, она справилась?
- То, что она сделала за почти трое суток полета, - это сходила в туалет по-маленькому в специальную чашу с ручкой, именно для нее сконструированную. Ее рвало весь полет. Королев матерился: «Пока я жив, ни одна баба больше в космос не полетит!» Так и случилось. Ни одной дамы не было и на стартовой площадке... По прилете Терешкова сказала службе безопасности, что ее тошнило, так как космические продукты были плохими. Только почему-то после возвращения она раздала питание встречавшим. А мы так и не смогли проверить ее продукты, но изучили всю партию и ничего испорченного не обнаружили.
- А потом ее торжественно выдали замуж...
- За космонавта Андрияна Николаева. На нем отрабатывали борьбу с гиподинамической болезнью. Дело в том, что он вернулся из космоса после 17 суток полета, а встать не смог. Потому что на сердце и мышцы в невесомости нет физической нагрузки. Институт медико-биологических проблем начал разрабатывать специальный тренажер. В итоге разработали бегущую дорожку, а чтобы побороть невесомость, сделали притягивающие к ней ремни. Кроме того, придумали вакуумные штаны «Чибис». После этого космонавты стали выходить на Землю своими ногами.
- Почему Хрущев решил выдать замуж первую женщину-космонавта именно за Николаева?
- Остальные состояли в браке. По случаю бракосочетания героев космоса построили Дом приемов на Ленинских горах. Никита Сергеевич был у Терешковой посаженным отцом, поскольку родного у нее не было и мать растила детей одна. Всех интересовало: кто родится у Валентины и Андрияна? На свет появилась девочка. Доходило до смешного. Как-то Терешкова привела дочку в ателье, так народ выстроился, чтобы посмотреть, нормальная ли девочка: ходили слухи, что она из-за полета родителей слепая... В общем, ничего хорошего из политического брака не получилось - брак распался. Николаев много пил, уехал в Мордовию к брату, где и умер от пятого инфаркта. Терешкова, слетав, окончила Академию им. Гагарина, но проявила себя больше как общественный деятель. Когда в 1968 году СССР и другие страны Варшавского Договора ввели войска в Чехословакию для подавления восстания, Терешкова возглавила Комитет советских женщин и выступила с речью: «Мы, женщины, не должны допускать ситуации до обострения отношений, находить мирные пути».
Роковая нитка
- Наталья Михайловна, а скафандры строго проверяли?
- Перед полетом каждый руководитель подписывал допуск, а Королев брал на себя ответственность. Нас в то время спасало то, что прием объекта вели военные. Их уговорить принять недоделки нельзя. Один скафандр делался годами. Это ведь ручная работа. Помню, как в конце года сдавали скафандр Алексея Леонова. Мы проверяем на герметичность, а в нем - недоделки: давление не держит. На заводе говорят: примите, иначе мы не выполним годовую программу. А от этого зависели премии. Но военпред отказался подписать паспорт о готовности изделия к испытанию. Наши скафандры даже рентген проходили: не дай бог, иголка останется... Расскажу случай: перед полетом у Юрия Гагарина торчала нитка на скафандре. Один работник, звали его Федор Востоков, увидел ее и оборвал. Так служба безопасности его держала до тех пор, пока Гагарин не сел. По инструкции обрывать было нельзя - вдруг повредился бы скафандр.
- Первые космонавты особенно сильно рисковали жизнью?
- Конечно. Волков, Добровольский, Пацаев, Комаров погибли, кто-то отдал здоровье. Так, Герман Титов облучился из-за того, что полетел в космос в период солнечной активности. Он долго лечился, ушел из отряда, став летчиком-испытателем. Тогда стали думать: когда запускать ракету, в какой период? Кроме того, усилили экран-вакуумную изоляцию: толщину расположенной по всему скафандру фольги увеличили до пятнадцати слоев.
- Чем вам запомнился советский космонавт №2 Герман Титов?
- Он первым сходил по-большому в космосе в туалет. У Юрия Гагарина, чтобы вы понимали, были подгузники. Туалет - важная составляющая покорения космоса. Первые судна были простыми: в виде ложки, которая плотно закрывалась створками. Так вот, летит Титов и докладывает: я - «Орел» (это его позывной), а в конце сообщения говорит, мол, сделал стул. А в канале связи как раз пошли шумы. И в Центре управления полетами показалось, что он сказал: слышу стук. Через полтора часа Титов опять выходит на связь и докладывает, а его обрывают: что за стук, в каком месте, как долго? И только через девять витков, а это пятнадцать часов, разобрались, что Титов сходил в туалет.
- Юрий Гагарин стал первым покорителем космоса. Вошел в историю человечества. А как его наградили на Родине, кроме звания Героя Советского Союза?
- Есть Указ Верховного Совета о присвоении звания Героя и открытый приказ: дать премию и присвоить звание майора (минуя капитана). Но есть секретный приказ - список вещей, которые ему подарили. А именно: четырехкомнатную квартиру, шесть пар белья и носков, один светлый костюм и один - темный. Для жены - плащ и чулки. Дали разборный дом и мебель матери, сестре и брату - по одной тысяче рублей. Лет пять назад с этого приказа сняли гриф секретности.