Знаки, видения, пророчества, смертельные метки и страшные предзнаменования - мистика военной поры до сих пор бередит душу
Великая Отечественная война, унесшая миллионы жизней, стала самой кровопролитной в истории человечества. Очевидцы страшных событий рассказывали, что в те моменты, когда надежды на спасение уже не оставалось, часто происходило нечто необыкновенное, не укладывающееся в рамки здравого смысла. Многие чудесные явления не находят научного объяснения - остается воспринимать их как благоволение неких сверхсил и знак вселенской справедливости.
Самая знаменитая таинственная история повествует о том, как накануне битвы под Москвой к святой Матроне, проживавшей в военное время в Староконюшенном переулке на Арбате, приходил сам Иосиф Сталин с просьбой о поддержке. Рассказывают, что блаженная наказала облететь столицу на самолете с образом Божьей Матери на борту, что в точности было исполнено.
За год до этого святая Матрона предрекла начало войны и сказала, что, несмотря на огромные потери, наша страна одолеет врага: «Много русской крови прольется, но красный петух победит черного».
Не менее популярна в народе легенда о пророчестве Тамерлана. 19 июня 1941 года советские археологи вскрыли в Самарканде в древнем мавзолее Гур-Эмир его гробницу. На нефритовой надгробной плите они увидели надпись: «Все мы смертны, придет время, и мы уйдем... Если же кто возгордится и вознесется над другими или же потревожит прах предков, пусть постигнет его самая страшная кара...» Деревянный гроб с останками Тамерлана ученые забрали с собой в гостиницу. А утром 22 июня их разбудил крик: «Война началась!»
Осенью 1942 года оператор Ташкентской киностудии Малик Каюмов, работавший в экспедиции вместе с археологами, рассказал о случившемся в мавзолее Георгию Жукову, когда тот приезжал на Калининский фронт. Уже после войны Малик узнал, что 19 ноября 1942 года останки Тамерлана были привезены в Самарканд, их перезахоронили в Гур-Эмире 20 ноября. Именно в эти дни произошел перелом в Сталинградской битве.
Знамение в небе
Когда 22 июня 1941 года в Котельниче (Кировская область) прозвучало сообщение Совинформбюро о начале войны, над шпилем одного из зданий появилось облачко, которое на глазах трансформировалось в подобие гигантского блюда, в центре которого красовалась отрубленная голова Гитлера, - именно так народ интерпретировал эту картину.
Говорят, перед войной небесное знамение лицезрел и сам фюрер. Произошло это в Альпах в ставке «Орлиное гнездо». Небо над «гнездом Гитлера» затянуло облаками алого и черного цветов. Это было 23 августа 1939 года - в день, когда в Москве был подписан пакт между Молотовым и Риббентропом о ненападении.
В августе 1941-го знамение в виде креста появилось над нашей столицей. Крест блестел в лучах солнца, точно алюминиевый. Это был добрый знак: в боях за Москву фашистские орды были разбиты и отброшены.
Великую Отечественную войну многие предсказывали заранее. Незадолго до 22 июня 1941 года матери исследователя паранормальных явлений Александра Портнова приснился сон.
- В начале 1941 года мне было пять лет, но я отлично помню, как моя мама несколько дней находилась под впечатлением кошмарного видения, - вспоминал он. - Она рассказывала про огромную реку, покрытую льдом, в которую с обоих берегов валились люди, проламывали лед и исчезали в черной воде.
Сама мама сидела на берегу в заснеженных кустах, прижимая к себе меня и мою двухлетнюю сестру, неподалеку билась в воде, утопая, лошадь. Какой-то человек стоял рядом и говорил: «Сидите здесь - и уцелеете». Хорошо помню, как мама сказала: «Будет что-то страшное». 22 июня 1941 года, слушая выступление Молотова, она тяжело вздохнула: «Сон сбылся».
Поражают точностью и пророчества московского школьника Льва Федотова, который ушел добровольцем на фронт и погиб в 1943-м в боях под Тулой. В своем дневнике за 17 дней до нападения Германии на СССР Лева назвал точную дату начала войны, а также довольно верно предсказал ее ход. Он писал, что Одесса будет взята немцами позже Киева, что Ленинград ждет блокада, а окружить Москву фашистам не удастся из-за зимних холодов. Указана была в дневнике и дата начала наступления Красной Армии.
Живой бугорок
Многие фронтовики рассказывали о неведомой силе, благодаря которой им удавалась спастись. Медсестра Волжской военной флотилии Елена Зайцева в госпитале не раз слышала такие истории. Один из бойцов попал под артобстрел, ему оторвало ногу. Солдат уверял, что после ранения будто кто-то перенес его на несколько метров в сторону, куда снаряды не доставали. Над ним возникло белое облако, которое защищало от пуль и осколков. А это свидетельство заслуженного тренера СССР, начальника команды самбо и дзюдо ЦСКА, Георгия Звягинцева:
- Дело было под Смоленском в тяжелые дни 1941 года. Между боями мы решили пообедать. Получив котелок каши, я присел на покрытый травкой бугорок и принялся орудовать ложкой. Неожиданно бугорок подвинулся, будто живой. Пораженный, я стал осматривать его и, к своему изумлению, заметил, что прямо под моими ногами появилась дырка, из которой курился дымок. Я схватил лопату и раскопал в «норе» неразорвавшийся бронебойный снаряд. Лишь вечером я до конца осознал, что произошло, и весь покрылся холодным потом...
Не менее странная история случилась с бывшим офицером Федором Филатовым из Балашова Саратовской области:
- Это было на Карельском перешейке. Наша часть атаковала укрепленную линию противника. Прямо передо мной плюхнулся в снег снаряд. Я упал, глядя на стальную болванку со смертоносной начинкой. Удивительное дело - время вдруг резко замедлило свой ход. Я четко видел, как таял снег вокруг раскаленной болванки, как по стальной поверхности зазмеились огненные трещины, как зловеще полыхнуло из них пламенем, как медленно начали отделяться и плавно подниматься осколки. Все это происходило бесшумно, словно в немом кино. Ну, подумал я, вот и пришел тебе конец. И тут все обрело привычный ритм. Яростно взметнулся столб взрыва, рявкнуло, будто доской ударило по ушам, и я потерял сознание... Придя в себя после контузии, я посмотрел на воронку - снаряд и впрямь упал близко.
Прощальное письмо
Гвардии сержант Федор Ларин до войны работал учителем в Чернухинском районе Горьковской области. Он знал с первых дней: его не убьют, он вернется домой, но в одном из боев получит ранение. Так и случилось. Земляк Ларина - старший сержант Василий Краснов после ранения возвращался в свою дивизию. Поймал попутку, которая везла снаряды. Но внезапно Василия охватило беспокойство. Он остановил машину и пошел пешком. Через несколько минут полуторка напоролась на мину. От машины ничего не осталось.
А вот рассказ бывшего директора Гагинской средней школы, фронтовика Александра Полякова. В годы войны он участвовал в боях под Жиздрой и Оршей, освобождал Белоруссию, форсировал Днепр, Вислу и Одер.
- В июне 1943 года наша часть дислоцировалась юго-восточнее Буды-Монастырской в Белоруссии. Вынуждены были перейти к обороне. Вокруг лес. У нас окопы, у немцев - тоже. То они в атаку идут, то мы.
В роте, где служил Поляков, был солдат, которого никто не любил, потому что тот предсказывал, кто, когда и при каких обстоятельствах погибнет.
Очередной жертве он говорил так: - Пиши письмо домой, пока не убили.
Тем летом после выполнения задания в роту пришли разведчики из соседнего подразделения. Солдат-предсказатель, глянув на их командира, сказал: - Пиши домой.
Старшине объяснили, что дело плохо. Тот вернулся в подразделение и рассказал обо всем командиру. Комполка посмеялся и отправил старшину в глубокий тыл, подальше от фронта. Но в машину попал немецкий снаряд, и старшина погиб. Провидцу же в тот же день кто-то пустил пулю в спину.
Опасный медальон
Отдельная тема в истории непознанного - рассказы поисковиков, занимающихся раскопками на местах былых сражений. Они подметили: все, что там найдено, обладает особым характером и памятью. Забирая из леса и реставрируя находки, копатели часто берут на себя чужие грехи и страдания. Один из таких добытчиков подарил другу на Новый год немецкий смертный медальон на толстой серебряной цепи. Вещица представляла собой овальную алюминиевую пластину, разделенную пополам просечкой. После смерти владельца медальон ломали, одну часть оставляли на трупе, другую передавали в штаб дивизии.
- Получив подарок, я не придумал ничего умнее, чем надеть его на себя, - рассказывал обладатель медальона. - И буквально за несколько дней потерял все. От меня ушла жена. Через день, перегоняя чужую «копейку» со штрафстоянки, я въехал в новенькую «девятку». Вскоре меня отчислили из института. Из общежития, где я жил нелегально, меня попросили выехать. И вскоре я увидел сон: толстая цепь, на которой висел медальон, захлестнула шею так, что на горле остался багровый рубец. Я снял его с себя, и жизнь стала налаживаться. Тем, кто сомневался в коварстве медальона, я предлагал: «На, поноси немного...»
След фантома
Исследователи паранормального не раз замечали в местах массовых боев и захоронений времен Великой Отечественной загадочные явления. Одна из самых известных аномальных зон - лесная болотистая долина Мясной Бор в 30 км от Великого Новгорода. Во время Любанской операции 1942 года здесь полегло около 308 тыс. бойцов.
Поисковики из сводного отряда «Долина» рассказывают, что в районах массовой гибели людей не вьют гнезда птицы, звери избегают этих мест. По ночам в Мясном Бору слышатся голоса, а в сумерках можно встретить солдат в красноармейской форме, которые якобы говорят копателям, где искать непогребенные тела.
«Черный археолог» Алексей промышляет с товарищами в других местах - на юге России, где с зимы 1942-го по конец лета 1943 года проходил Брянский фронт.
- Отрыли шестерых наших и 11 немцев на берегу Жиздры, - вспоминает он одну из историй. - Пока работали, стало смеркаться. Мы оставили скелеты возле ямы, сами же расположились метрах в 200, на полянке. А ночью стало твориться черт-те что! За лощиной послышались немецкая речь, смех, лязг гусениц. Мы перепугались. Собрали вещи и отошли к реке, это с полкилометра. Там до утра и просидели. Утром пошли на прежнее место. Лежат скелетики, как мы их оставили. Но чуть дальше прошли, а там свежие следы гусениц. Мох весь изрезан, словно только вчера здесь «Пантеры» ездили!
По мнению парапсихологов, в местах, связанных с массовыми смертями, происходит мощный выброс энергии и образуется «поле памяти», способное порождать фантомы и разные феномены. Природа воспроизводит картины прошлого, отпечатывая их в пространстве каким-то неведомым образом. Существует поверье, что тень человека, погибшего на войне, будет бродить около места гибели столько времени, сколько он мог бы еще жить, если бы его не убили.