Не всегда премию присуждают именно за главные достижения ученых, но в целом стокгольмским академикам трудно отказать в проницательности
Согласно завещанию Альфреда Нобеля, престижную премию вручают в области физики, химии, физиологии и медицины, литературы, а также за содействие в укреплении мира во всем мире. С 1969 года Банк Швеции инициировал вручение Нобелевской премии по экономике. EG.RU вспоминает имена десяти лауреатов Нобелевки, чьи достижения по-настоящему изменили мир.
Читайте также: Кто и по каким причинам отказался от Нобелевской премии >>
Вильгельм Рентген, Нобелевская премия по физике 1901 года за «открытие замечательных лучей, названных в его честь»
Немецкий физик, вторая буква в фамилии которого, кстати, читается как «ё», стал первым лауреатом Нобелевской премии в этой дисциплине. «Икс-лучи» Вильгельм Рентген открыл незадолго до этого, в конце 1895 года, но их исключительное значение стало очевидно сразу и всем – так, кстати, очень редко бывает.
Излучение, свободно проходящее сквозь мягкие ткани, хуже через плотные и почти полностью задерживаемые твердыми, стало абсолютно незаменимым средством диагностики в травматической хирургии и применяется во многих других областях. К чести этого великого подвижника, он отказался патентовать свое изобретение, заявив, что оно должно быть общедоступным.
Макс Планк, Нобелевская премия по физике 1918 года за открытие квантов энергии
Один из разрушителей классической «ньютоновской» физики, немец Макс Планк совсем не собирался ниспровергать основы: просто его наблюдения за распределением энергии в спектре абсолютно черного тела никак не хотели ложиться в русло прежних представлений; энергия распространялась не равномерно, а как бы рывками.
Для описания этих «рывков» Планку пришлось изобрести «квант действия», ныне известный как «постоянная Планка» и описывающий связь энергии с частотой, материи с волнами.
Это стало началом абсолютно нового раздела физики – квантовой механики. Кстати, квантовые компьютеры в очень обозримом будущем вытеснят традиционные, основанные еще на транзисторных технологиях. Но самым важным открытием маститого физика Планка стал молодой ученый Альберт Эйнштейн, которого Планк рано заметил, высоко оценил и которому всеми силами помогал продвигаться.
Читайте также: Шесть самых страшных ошибок Нобелевского комитета >>
Альберт Эйнштейн, премия по физике 1921 года за «открытие фотоэлектрического эффекта и другие работы».
Самая нелепая из всех премиальных формулировок: не замечать Эйнштейна было невозможно, но признать его теорию относительности и связанное с ней описание гравитации академики тоже не могли. Потому и прибегли к компромиссному решению: премию дать, но за что-нибудь нейтральное, «вегетарианское».
Между тем германский еврей Эйнштейн был, бесспорно, величайшим умом XX века, вслед за своим учителем Планком объяснившим мир совершенно по-новому.
Альберт Эйнштейн посмотрел на Вселенную словно в первый раз, словно освободившись от всего, чему его учили, – и нашел совершенно новые объяснения давно существовавших явлений. Он сформулировал идею относительности времени, он увидел, что на околосветовых скоростях не работают ньютоновские законы, он понял, как материя и волна перетекают друг в друга, он вывел уравнение о зависимости энергии от массы и скорости. Он повлиял на будущее гораздо сильнее, чем Гитлер и Сталин, Калашников и Гагарин, Гейтс и Джобс вместе взятые. Мы живем в мире, который изобрел Эйнштейн.
Энрико Ферми, Нобелевская премия по физике 1938 года за открытие ядерных реакций, вызываемых медленными нейтронами
Этот итальянский физик прожил лишь 53 года, но сделал за это время столько, что хватило бы на 6–8 Нобелевских премий. Но самым ярким изобретением Энрико Ферми стал первый в мире ядерный реактор, возможность которого он предварительно обосновал теоретически.
2 декабря 1942 года похожий на поленницу агрегат осуществил первую в мире управляемую атомную реакцию, выдав мощность около половины ватта. Через десять дней реакцию довели уже до 200 ватт, а впоследствии ядерная энергетика стала важной, хотя и очень опасной частью мировой экономики.
Александр Флемминг, премия по физиологии и медицине 1945 года за открытие пенициллина
В нашей культуре, основанной на христианской этике, жизнь человека ставится выше любых теорий. Поэтому на одно из самых первых мест в истории премии мы поставим скромного шотландца, которому однажды «просто повезло». Выражение «британский ученый» всегда будет звучать гордо хотя бы потому, что на свете существовал сэр Александр, создавший первый в истории антибиотик на основе пенициллина.
Открытие Флемминга (во многом случайное) датировано 1928–29 годами, промышленное производство начато во время Второй мировой войны. Распространение антибиотиков – главная причина того, что средняя продолжительность жизни на Земле с 1950-го (то есть уже без учета военных потерь) по 2017 год выросла с 47,7 лет до 71,0 года – то есть сильнее, чем за всю предыдущую историю человечества!
Бертран Рассел, Нобелевская премия по литературе 1950 года «в знак признания его разнообразных и значимых произведений»
Пожалуйста, перестаньте смеяться. Премия по литературе Расселу – это действительно анекдот, но что же поделать, если Альфред Нобель не установил наград ни для математиков (эту науку он открыто недолюбливал), ни для философов? Пришлось академикам как-то изворачиваться, чтобы наградить один из лучших и самых свободных умов XX века.
Рассел в первую очередь – логик, его вклад здесь является, пожалуй, наибольшим со времен Аристотеля. Этот англичанин – отец математической логики, ему удалось объединить принципы двух наук, причем под знаменами логики. Более того, логические принципы Рассел применял и в отношении этики, что сделало его активным общественным деятелем, соавтором Декларации Рассела – Эйнштейна против угрозы ядерной войны. Могли бы и Премию мира дать, но боялись негативной реакции Вашингтона и Москвы одновременно…
Уильям Шокли, Джон Бардин и Уолтер Браттейн, Нобелевская премия по физике 1956 года за открытие полупроводников и транзисторного эффекта
Три американских физика в конце 1947 года на основании предыдущих разработок десятков ученых создали первый действующий точечный биполярный транзистор – полупроводниковый компонент, способный управлять электрическим сигналом, практически не потребляя электроэнергию.
Экономичные и компактные транзисторы весьма быстро вытеснили из радиотехники неудобные электронные лампы и стали решающим шагом на пути к изобретению величайшего средства производства других изобретений. Имя ему – компьютер. Кстати, Джон Бардин позже стал единственным в истории ученым, получившим Нобелевскую премию по физике два раза, второй – за создание теории сверхпроводимости.
Альбер Камю, Нобелевская премия по литературе 1957 года за «огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести»
Странная формулировка Нобелевского комитета, но не могли же академики поблагодарить французского эссеиста за признание абсурдности бытия! Альбер Камю, сам того не желая, стал великим искусителем, отметающим все внешнее, поверхностное, видимое и оставляющим своего читателя наедине с самыми «простыми», а на деле нерешаемыми проблемами. «Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, – значит ответить на фундаментальный вопрос» – именно Камю сформулировал это после нескольких тысяч лет существования и развития философии.
Одновременно он рассмотрел и отверг извечно соблазнительную идею бунта, уподобив ее труду мифологического Сизифа, бесконечно вкатывающего на гору один и тот же камень. И в то же время, продолжая тему абсурда, Камю считал такое существование единственно достойным.
Френсис Крик, Морис Уилкинс и Джеймс Уотсон, Нобелевская премия по физиологии и медицине 1962 года за успешное моделирование структуры ДНК
Работа над анализом макромолекул ДНК, обеспечивающих передачу наследственной информации, началась еще в XIX веке. Но истинные функции ДНК ученые поняли только в 1940-х годах, а в 1953 году американские ученые предложили структуру двойной спирали как базовой модели строения ДНК. Путь к клонированию и генной инженерии был открыт.
Кстати, Джеймс Уотсон впоследствии стал персоной нон грата в научных кругах за предположение о разных интеллектуальных способностях представителей разных рас. При этом он все же является, несомненно, величайшим из ныне живущих ученых (на момент написания статьи ему 89 лет).
Фридрих фон Хайек, Нобелевская премия по экономике 1974 года за основополагающие работы по теории денег и экономических колебаний (совместно с Гуннаром Мюрделем)
Австрийско-британский ученый Фридрих фон Хайек – самый влиятельный из экономистов, увенчанных Нобелевской премией. Первые свои работы он написал еще в Австро-Венгерской империи, но жил так долго, что успел увидеть даже распад социалистической системы, предсказанный им в ряде научных статей еще в 1920-е (!) годы. Собственно, знаменитым его сделали не столько «работы по теории денег», сколько подробная и обоснованная критика государственнической модели построения общества.
Он показал, как плановая экономика ведет к сокращению свобод и подавлению инициативы, даже если вожди-идеалисты рассчитывают на обратный эффект. Возможно, если бы руководители СССР читали фон Хайека, они могли бы избежать предсказанных им ошибок, но увы – случилось так, как случилось.