Как любимец Гитлера и немцы сделали СССР ядерной державой

pixabay.com

Соперничающие друг с другом Советский Союз и Соединенные Штаты вывозили из Германии и уран, и ученых, которые помогли бы им обрести сверхоружие

Ядерная физика стала в Советском Союзе одним из основных направлений отечественной физической науки еще в 1930-е, работа в этом направлении не прекращалась во время войны.  А после победы над Германией в советских исследованиях активно участвовали недавние противники – немцы.

Привет из Германии

Первыми физиками, которым удалось осуществить искусственное расщепление атома урана, были два немца – Фриц Штрассман и Отто Ган. Это произошло в последние дни 1938 года. Уже в июне 1939 года на полигоне Куммерсдорф около Берлина начали сооружать реакторную установку. Немецким ученым удалось убедить правительство, что страна, которая окажется первопроходцем в области ядерной физики и создаст уникальное и высокоэффективное взрывчатое вещество, обретет мировое господство.

Поначалу в Германии были убеждены, что на разработку оружия нового поколения им хватит года. К «Урановому проекту» привлекли сотрудников двадцати с лишним научных организаций. Они планировали создать атомный реактор с использованием урана-235 и тяжелой воды - оксида дейтерия, D2О, которая имеет лучшие ядерно-физические свойства, чем обычная. Однако исследования все затягивались. Единственный в мире завод по производству тяжелой воды находился тогда в Норвегии – но когда нацисты оккупировали страну, все ее запасы у них из-под носа забрали французы, а в феврале 1943 года участники Сопротивления и вовсе вывели завод из строя.

В феврале 1945 года в деревне Хайгерлох на юго-западе Германии немецкие ученые наконец собрали ядерный реактор – и уже в марте в Берлин доложили, что он работает. Однако цепной реакции добиться не удалось, для этого требовалось увеличивать количество урана и тяжелой воды – а запасы и того, и другого иссякли. Через месяц деревню взяли войска США и реактор демонтировали.

А если бы немцы все-таки успели ее создать?

Однажды в Америке

В сентябре 1939 года американский президент Франклин Рузвельт получил письмо от Альберта Эйнштейна. Инициаторами этого послания и его соавторами были венгерские эмигранты, ученые-физики Лео Силард, Юджин Вигнер и Эдвард Теллер. Они сообщили Рузвельту, что в нацистской Германии ведутся разработки атомного оружия – и что Соединенным Штатам неплохо было бы начать свои.

В 1943 году советская разведка доложила Сталину о работах физиков как в Германии, так и в США. После этого подобные исследования начались и в СССР. Благодаря сведениям, поступившим от разведчиков, советские ученые имели больше информации, чем американцы и немцы. Они получили некоторую фору – и не шли заведомо тупиковыми путями.

Тем временем в Союзе

После войны в Германию под видом военных направили группу советских физиков. Группа обнаружила внушительные запасы урана – и заодно привезла в Союз немало немецких специалистов. По словам отца советской ядерной отрасли Игоря Курчатова, это как минимум на год приблизило появление на свет первой отечественной атомной бомбы. Кстати, то же самое проделывали и американцы – вывозили из Германии и уран, и потенциальных разработчиков будущей бомбы.

В СССР над атомным проектом работало около тысячи немецких ученых. Из Германии в Союз прибыла лаборатория известного немецкого физика и изобретателя, любимца Гитлера Манфреда фон Арденне с урановой центрифугой, а также оборудование Кайзеровского института физики. В отличие от физиков, трудившихся при Сталине в «шарашках», немецкие ученые обижены не были – их обеспечили комфортным жильем и хорошими зарплатами. Фактически они являлись пленными (выезжать за границу им было запрещено) – но условия жизни в неволе им обеспечили неплохие. Можно сказать, посадили в золотые клетки.

Позже, уже после испытания бомбы, немецким ученым разрешили переехать в ГДР – взяв с них подписку о неразглашении сведений о проекте сроком на 25 лет. Конечно, участие иностранных специалистов не умаляет заслуг советских ученых, которые самоотверженно трудились над проблемой расщепления атома. Однако без «немецкой помощи» создание атомной промышленности в Союзе шло бы совсем другими темпами.

Кстати: Испытания первого советского заряда для атомной бомбы РДС-1 состоялись 29 августа 1949 года в Казахстане, на Семипалатинском полигоне. Его мощность составила 22 килотонны в тротиловом эквиваленте.