Рассказать о своих проблемах означает наполовину от них избавиться
После краха «железного занавеса», защищавшего Советский Союз от тлетворного западного влияния, наша страна буквально рухнула от огромного потока информации и товаров с этого самого Запада.
Вместе с рок-н-роллом и киндер-сюрпризом, лосинами и кока-колой к нам пришли диковинные профессии: бизнес-тренеры, антикризисные менеджеры… и психотерапевты.
Пока не поздно
Советская система психологической помощи населению была простой, как автомобиль ВАЗ-2101, и примерно настолько же эффективной. Либо ты здоров, либо ложись в стационар психиатрической клиники, промежуточные состояния не укладывались в казенную советскую голову.
Многие до сих пор считают, что это хорошо: дескать, люди работали, а не тараканов в голове считали. Но и число самоубийств в Советском Союзе перевалило за 20 тыс. в год в начале 1960-х и зашкалило за 50 тыс. к середине 1980-х: не самая здоровая статистика для самой передовой страны.
Психотерапевты все же нужны; другой вопрос, что, в отличие от США, где это огромная индустрия, в России психологические услуги приживаются с трудом.
Многие до сих пор считают неловким признаться в том, что ходят к психологу или психотерапевту (они выполняют примерно одинаковые функции, а вот подготовка их различается: у психолога образование гуманитарное, у настоящего психотерапевта – медицинское). Между тем роль этих специалистов весьма значительна, для многих людей обращение к ним является настоящим спасением.
Слово как лекарство
К психотерапевту человек обращается в трех основных случаях:
- когда он не в состоянии справиться со своими внутренними проблемами;
- когда он попал в сложную жизненную ситуацию и не знает, как себя в ней вести;
- когда просто хочется выговориться.
Далеко не во всех случаях именно психотерапия является оптимальным выходом из положения. Грамотный психотерапевт уже на первой беседе диагностирует состояние пациента и делает для себя вывод: имеет ли смысл продолжение общения или лучше направить человека к специалисту другого профиля.
Скажем, «плохое настроение, утомляемость» может быть результатом неправильного отношения к жизни, какого-то личностного тупика – и тогда вы пришли по адресу. Но точно так же может выглядеть и классическая депрессия, которая разговорами в принципе не лечится – нужны объективное обследование и медикаментозная поддержка.
Решение жизненной проблемы. Правильный психотерапевт обладает знаниями и в ряде смежных областей, на первом месте из которых, как ни странно, стоит семейное право, ибо огромная масса обращений связана именно с неладами в семье. И часто здесь нужна не столько психотерапия, сколько поиск реальных инструментов выхода из проблемных ситуаций. Есть тиран в семье? Надо решать вопрос не «как его не злить», а как законным путем с ним расстаться.
«До самой сути». Поиск корней психологических проблем в детстве у нас упрощенно называют «фрейдизмом», но это действительно работает во многих случаях. Поняв источник своих фобий и страданий, гораздо проще найти путь к избавлению от них. И беседы с психотерапевтом окажут тут неоценимую помощь.
Новый взгляд. Мы все в своих жизнях ходим по кругу и видим то, что привыкли видеть. Новый человек, еще час назад ничего не знавший о вашей ситуации, способен разглядеть неожиданные для вас нюансы. И показать их вам.
Беседа. Почти половине клиентов психотерапевтов нужна просто «подушка поплакаться». Они идут не столько за помощью, сколько за возможностью выговориться; то есть в ходе беседы с психотерапевтом пациент по сути лечит себя самостоятельно.
Не надо, я сам!
Надо знать, что есть два типа ситуаций, в которых обращение к психотерапевту не принесет желаемого эффекта.
Если вы можете четко перечислить все свои проблемы и знаете их причины, то психотерапевт вам, скорее всего, не поможет. Потому что главная его функция – как раз докопаться до причин вашего нынешнего состояния. Честные психотерапевты вычисляют таких пациентов за полчаса общения – и перестраиваются на поиск практических путей решения проблем, психология тут не нужна. Другой вопрос, что вы вполне можете ошибаться в своих выводах, и тут взгляд профессионала окажется очень полезным.
И, конечно, если клиент умнее, эрудированнее терапевта, эффект от сеансов будет минимальным; возможно даже ухудшение состояния. Такие ситуации характерны, например, для государственных служб психологической поддержки, где, к сожалению, много специалистов с низкой квалификацией. Правда, для «выговориться» сойдут и они, но мыслящему, образованному пациенту нужно, как правило, совсем не это. Такие случаи тоже легко диагностируются за полчаса, но уже пациентом. После чего надо вежливо довести разговор до конца, уйти и никогда не возвращаться. Все равно вы не самый умный на свете, так что вылечат даже вас.