Как выглядят чистокровные русские
Существует расхожее мнение, что русских как народа просто нет и все они остались в преданиях старины глубокой, а в настоящее время страну населяют метисы тысячи и одной крови. И, естественно, ссылаются на то что Русь 250 лет пробыла под монголо-татарским игом. На самом деле это не совсем так.
Кто наследил?
Надо сказать, что за последние десять лет генетика русских от Смоленска до Владивостока исследовалась весьма подробно. Огромный вклад в изучение вопроса внесли доктора биологических наук Елена Балановская и ее сын Олег Балановский. Монография Балановской «Русский генофонд на русской равнине» считается одним из фундаментальных трудов по данному вопросу.
Важные исследования провел руководитель лаборатории генетики Института биологических проблем севера, доктор биологических наук Борис Малярчук.
Ученые отмечают, что в русском геноме, при исследовании наследуемой по женской линии митохондриальной ДНК обнаруживается всего 2% монгольских признаков. Для сравнения, у поляков и чехов этот показатель составляет 1,5%. Изучение наследственности по мужской линии (так называемой Y-ДНК) и вовсе показывает, что монголоидная примесь составляет порядка 0,2–0,5% русского генома.
Исследователи прямо утверждают, что татаро-монгольское нашествие не оставило в геноме русских заметных следов. «Русский генофонд не является промежуточным между типичным европейским и азиатским генофондом. Русский генофонд является самым восточным из типично европейских», – отмечают Белановские.
Согласен с ними и Малярчук: «Установлено, что в структурном отношении митохондриальные генофонды чехов и других славянских народов (русских, поляков, словенцев) практически не различаются».
Генетики обратили внимание, что частота монгольских маркеров в европейской части страны нарастает не с запада на восток, а с юга на север. Это натолкнуло их на предположение, что даже те восточные признаки, которые обнаруживаются в генах русских, связаны отнюдь не с нашествием XIII века, а с более ранними процессами смешения славян с финно-угорскими племенами, имевшими сходные с монголами признаки. В поддержку этого предположения говорит и сильная гетерогенность (разнородность) русского генетического кластера.
Реалии средневековой войны
Что же получается: никакого татаро-монгольского ига никогда не было? Неужели прав великий писатель-сказочник Лев Николаевич Гумилев, а его оппоненты, все эти скучные археологи и лишенные фантазии специалисты по летописям, облажались?
Нет, увы. Иго, к сожалению, было, и Русь действительно долгое время находилась в зависимости от Орды.
Проблема в том, что рассуждающие о генетических последствиях этого завоевания переносят на средневековье представления о войнах современного типа. При этом под «перемешиванием» подразумеваются два процесса: массовые изнасилования женщин в захваченных городах и перекрестные браки между завоевателями и покоренным населением в последующие годы.
Современному человеку бывает сложно представить нравы того времени. Однако они очень хорошо видны при изучении санитарных захоронений времен нашествия хана Батыя. В 2004 – 2005 годах экспедиция Института археологии РАН под руководством Аси Энговатовой исследовала массовые захоронения в историческом центре Ярославля.
Ученые обнаружили, что мужское население было перебито на оборонительных валах и окраинах города. А вот женские и детские скелеты были массово обнаружены в ямах в центре поселения. Криминалистическая экспертиза показала, что большинство мужчин погибли от рубящих и дробящих ран, нанесенных в лицо, а большинство женщины были убиты стрелами.
Многие горожанки были ранены в спину – это говорит о том, что они пытались спастись бегством. Большинство детей погибли от ударов по голове; многих застрелили из луков, некоторых поднимали на копья (на позвоночниках и ребрах нескольких детских скелетов остались характерные повреждения).
В 2011 году аналогичное открытие было сделано в городе Владимире. При раскопках в центре города перед археологами предстала такая же картина. Останки людей, беспорядочно сваленные в колодцы и хозяйственные ямы, мужские костяки со следами двух-трех тяжелых ранений – русские воины дрались до последнего, – женские и детские скелеты с пробитыми головами.
В могилах ученые нашли не только фрагменты зимней одежды, но и большое количество женских украшений: завоевателей интересовало не обогащение, и уже не тем более не сексуальные утехи. Верные заветам Чингисхана воины Батыя целенаправленно истребляли население непокорных городов.
Нетолерантная Московия
Что же касается смешанных браков, то и здесь у покорителей не получилось «наследить». Первые десятилетия после завоевания золотоордынские ханы пытались осуществлять прямой контроль над русскими городами.
Для этого в них поселялись сборщики налогов – баскаки, которых сопровождали небольшие отряды ордынцев. Однако эта практика оказалась неудачной. Русские Суздаля, Твери, Ярославля и Ростова систематически восставали, вырезая оккупационные отряды.
Орда неизменно отвечала карательными походами, в ходе которых население восставших княжеств уничтожалось так же безжалостно, как и при Батые. В общем, не задалось на Руси с ассимиляцией по болгарскому сценарию.
Позже, когда маятник истории качнулся в противоположную сторону, и уже Московское царство начало поглощать распавшуюся на отдельные ханства Орду, отношение к татарам было весьма и весьма негативным.
В отличие от Великого княжества Литовского и Речи Посполитой (союзного польско-литовского государства), московские правители не разрешали вчерашним врагам селиться на своей территории компактными группами. От татарских перебежчиков требовали крещения и языковой ассимиляции. Говорящий факт: первая мечеть в Минске, который тогда находился под контролем Речи Посполитой, появилась в 1599 году, а в Москве – лишь в 1744-м.
В целом, русские правители XV – XVI веков вели такую политику, которая делала Московию очень неприятным местом для переселения из Орды. Татарские кланы, не сумевшие удержаться в степи, предпочитали перебираться в более гостеприимное польско-литовское королевство. По некоторым оценкам, туда переселилось до 200 тысяч степняков.
К Московии же на службу переходили относительно немногочисленные представители татарской знати, которые, естественно не оставили заметного следа в русском генофонде.
После XVI века значительных перемещений крупных этнических групп не происходило. Русские и татары жили как соседи, не ассимилируя, но и не истребляя друг друга. Перекрестные браки, конечно, бывали и позднее, однако ни к Орде, ни к игу это уже отношения не имело. Да и большого влияния на генофонд русских не оказало.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов