Молодые водители будут вынуждены платить большие деньги за сам факт своего существования
Центробанк России предложил изменить формулы, по которым рассчитывается стоимость полисов ОСАГО. А точнее — систему расчета повышающих коэффициентов. Инициатива направлена «на более справедливое распределение рисков между водителями разных категорий», утверждают в ведомстве.
Мнимые скидки
Надо отдать должное Центральному банку: идею реформы ОСАГО там сумели преподнести так, что общественность в основном приняла её с восторгом. И с ложным впечатлением, будто «ЦБ предлагает ввести скидки на ОСАГО для опытных и возрастных водителей».
Но на самом деле, конечно, эти скидки будут минимальными, а вот издержки молодых автомобилистов вырастут очень серьёзно. Фактически Центробанк повышает стоимость входа на этот рынок и ставит перед будущим автолюбителем вопрос: а нужно ли ему вообще начинать ездить, если в первые годы это будет облагаться огромной данью?
ДЛЯ СПРАВКИ: Максимально возможную скидку на ОСАГО — в размере 34% — предлагается ввести для водителей, которые: — старше 49 лет, — имеют стаж больше 14 лет; — никогда не нарушали ПДД.
Чем водитель младше, а его опыт меньше, тем меньше будет и скидка на страховку.
Если водителю уже стукнуло 40 и он имеет стаж более 14 лет — цена полиса для него снизится на 24%.
Автовладельцы в возрасте от 35 до 40 с десятилетним (как минимум) стажем смогут претендовать на 12% скидки.
ВАЖНО! Два-три мелких нарушения, зафиксированные камерами, лишат права на скидку любого водителя — вне зависимости от его возраста и стажа вождения.
Ну а хуже всех придётся молодым и неопытным. Для 25-летних автовладельцев, которые провели за рулём не более 3 лет, полис ОСАГО подорожает более чем в полтора раза. Для них коэффициент вырастает с нынешних 1,0 до 1,52.
Одновременно повышается коэффициент для опции «мультидрайв» (даёт право управления автомобилем неограниченному кругу лиц, а не только вписанным в страховку. — EG.RU.). Если сейчас полис без ограничения круга водителей порой обходится дешевле, чем договор с конкретным их перечнем — поскольку конкретные граждане могут иметь склонность к нарушению ПДД, — то после введения проекта ЦБ эта опция станет невыгодной для приобретателя ОСАГО.
Где подвох
Получается интересная вещь: снижение коэффициента будет происходить только при условии безаварийной езды, а вот повышение — безо всяких условий. А ведь нарушают ПДД практически все. В 2016 году только с камер слежения ГИБДД был выписан 61 млн штрафов, 87% из них — за нарушение скоростного режима.
Штрафы за выезды на выделенную полосу особых возражений не вызывают (хотя зоны перестроения на этих полосах издевательски короткие). А вот остальные — «автоматические» — штрафы выглядят крайне спорными. Например, видеокамера и ее оператор не разбираются, по какой причине водитель мог пересечь сплошную. Хотя тысячи таких нарушений ежедневно совершаются в попытке хоть как-то объехать огромные ямы, заботливо разложенные на дорогах Московской (да и любой другой, в общем-то) области.
Двойные стандарты
Лишним доказательством того, что предложение Центробанка невыгодно автовладельцам, является поддержка этого предложения Российским союзом автостраховщиков (РСА — организация, наживающаяся на поборах с водителей).
Представители РСА считают, что сейчас «опытные водители платят за молодых», а страховщики вынуждены сортировать клиентов, пытаясь уклониться от подписания договоров с неопытными водителями.
Действительно, всего неделю назад тот же Центробанк сообщил, что проверил, как обстоят дела с продажами электронных полисов ОСАГО у 12 крупнейших страховщиков. Нарушения были выявлены у каждой (!) компании. И большинство из этих нарушений имели своей целью отсечение нежелательных клиентов, что противоречит самому принципу распространения полисов ОСАГО как публичной оферты.
ЦИТАТА: «Очень много технологических нарушений, которые фактически ведут к тому, что легко купить электронный полис ОСАГО на сайте компании нельзя. Например, страховщики требуют оплату только определенными платежными способами. Или же система отсекает новых клиентов для компании, то есть тех, кого нет в базе. Также есть отсечка и по возрасту. Я думаю, что причина — в специальной настройке серверов страховщиков». (Зампредседателя Центробанка Владимир Чистюхин.)
Безусловно, в случае принятия предложений ЦБ новичкам станет проще: страховые компании перестанут прятаться от них за «специальной настройкой серверов». Но эту «роскошь» — которая, по идее, должна быть безусловной и бесплатной для всех водителей — потребуется оплачивать дополнительно.
Выходит, что, наказывая нарушителей на дорогах, Центробанк в то же время идет навстречу нарушителям в офисах. Несмотря даже на то, что часть компаний оказывала помехи представителям ЦБ при проверках.
* * *
Любопытные вещи творятся, господа.
С одной стороны, правила обучения вождению и порядок экзаменовки новичков в ГИБДД постоянно "усовершенствуются": растет количество учебных часов, повышаются требования к автошколам, усиливается контроль над экзаменационным процессом. (Разумеется, пропорционально изменяется и стоимость обучения.) С другой стороны, страховщики пробивают через Центробанк рост тарифов для этих самых новичков, потому что те мол не умеют толком водить и постоянно попадают в аварии.
В результате молодой человек, решивший получить права, сразу оказывается должен буквально всем. И ладно бы речь шла о Москве, Питере или Екатеринбурге, где и правда от машин не продохнуть. Но ведь эти правила предлагается применять по всей России.
Неофициальный имущественный ценз для доступа к элементарным жизненным удобствам становится все более жестким. И Центробанк своим решением, безусловно, внесет очередную лепту в обострение классового неравенства в России.