Что можно и чего нельзя делать обладателям знака «Инвалид» на автомобиле

Коллаж: EG.RU
Процесс уточнения одного из самых спорных мест в Правилах дорожного движения постепенно подходит к концу.

Министерство внутренних дел Российской Федерации опубликовало на портале правовой информации проект документа под скучным названием «О внесении изменений в постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090». Одним из главных его пунктов является уточнение использования знака «Инвалид» владельцами автомобилей.

Эхо Белого дома

Интересен уже сам факт того, что поправки вносятся не в закон, а в постановление. Законы в то время, четверть века назад, было просто некому принимать. Россия находилась тогда в непростой ситуации – только что отгремели выстрелы у Белого дома и Останкинского телецентра, страна жила без легитимного парламента и с полулегитимным президентом, лихорадочно готовясь к внеочередным думским выборам. Но повседневную жизнь никто не отменял, вот правительство и приняло тогда новые Правила дорожного движения. С тех пор в них вносилось множество изменений, и по-хорошему стоило бы написать этот документ с нуля, но вместо этого в МВД решили проставить на нем очередные заплатки.

Новые предложения разноплановы. Скажем, в п. 2.5. появилась поправка от Капитана Очевидность: «При нахождении на проезжей части водитель обязан соблюдать меры предосторожности». Подробнее разъясняются права водителей по оставлению места ДТП: «Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав и передав данные о дорожно-транспортном происшествии в автоматизированную информационную систему обязательного страхования с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации и (или) с использованием специального программного обеспечения, соответствующего установленным требованиям» (да, это одно предложение). Далее, правда, уточняется, что вы можете просто сфотографировать положение попавших в ДТП машин, после чего убрать их с дороги.

Права инвалидов

Но самым интересным является уточнение прав и обязанностей инвалидов на российских дорогах.

Приведем основные цитаты из пункта «г» рассматриваемого документа.

«Действие знаков 3.28 – 3.30 <не распространяется> на транспортные средства, управляемые инвалидами, перевозящие инвалидов, в том числе детей-инвалидов, если на указанных транспортных средствах установлен опознавательный знак "Инвалид"». Речь идет о знаке «Стоянка запрещена» и его разновидностях с запретом по четным и нечетным дням. Этот пункт выглядит непродуманным: запрет стоянки по определенным дням принят для удобства зимней уборки улиц от снега, и машина с инвалидной наклейкой мешает этой уборке никак не меньше, чем авто без наклейки.

«Действие знаков 3.2, 3.3 <не распространяется> на транспортные средства, управляемые инвалидами I и II групп, перевозящие таких инвалидов или детей-инвалидов, если на указанных транспортных средствах установлен опознавательный знак "Инвалид"». Это знаки «Движение запрещено» и «Движение механических транспортных средств запрещено».

Также отменяется знак «Шипы», совсем недавно оккупировавший российские автомобили, и меняется требование к знаку «Инвалид»: убрано упоминание первой и второй групп инвалидности. Права на установку такого знака «спереди и сзади механических транспортных средств», таким образом, получат и инвалиды третьей группы.

Право без правил

Очень долго право на установку на машине знака «Инвалид» находилось в серой зоне закона. Не было прописано, какие документы надо иметь в автомобиле для предъявления инспекторам ДПС. Автор этих строк, к сожалению, уже много лет ездит на машине с пресловутой желтой наклейкой, но лишь один раз инспектор поинтересовался, на каком основании она украшает стекла – да и то не стал смотреть предложенные ему документы. Несложно сделать вывод – пользоваться парковочными льготами благодаря инвалидной наклейке мог фактически любой водитель. Что повсеместно и происходило.

Не было у властей и четко сформулированного единого мнения о том, может ли машина с законно установленным знаком «Инвалид» пользоваться льготами, если инвалида в ней нет. Если проводить аналогию с другими системами льгот, то можно напомнить, что родители ребенка-инвалида в большинстве регионов России пользуются правом бесплатного проезда на общественном транспорте независимо от того, с ними ли ребенок. Было бы логично распространить эту льготу и на автоперевозки.

Но не тут-то было! В начале 2016 года серая зона посветлела, в ПДД появилась следующая формулировка: «Водитель автомобиля с установленным знаком "Инвалид" обязан иметь при себе документы, подтверждающие инвалидность водителя или пассажира. Правила дорожного движения требуют предъявить такие документы сотруднику ГИБДД для проверки». К сожалению, она открыла простор для злоупотреблений.

Кормушка для гаишника

Скажем, отвезя ребенка-инвалида в школу, родители обязаны снять знак, потому что обратно едут уже без обладателя права на льготы. То же относится к, например, перемещению инвалидов в больницы: припарковался на соответствующем месте, отвел человека в медицинское учреждение, вернулся без него, а тебя уже ждут сотрудники ГИБДД: пять тысяч рублей штрафа для Москвы. И это, между прочим, нормальная «правоприменительная практика». Подобное происходит постоянно: дорожная полиция, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, где установлены повышенные штрафы за неправильную парковку, охотно пользуется пробелами в законодательстве, дежурит около социальных учреждений и собирает неплохие штрафы.

Наклейка – не фары, ее не включишь-выключишь. В Госдуме, правда, проблемы не видят: «Сделайте табличку таким образом, чтобы она легким движением руки появлялась и убиралась в тот момент, когда в машине нет инвалида. Пока я не вижу ничего, что требует вмешательства. Есть нежелание граждан ставить и убирать табличку» – сетует на бестолковый электорат Олег Нилов («Справедливая Россия»). В продаже, к сожалению, таких табличек нет или почти нет, да и механизм их крепления к стеклу «легким движением руки» не очень ясен: Олег Анатольевич, авиастроитель по специальности, мог бы привести и более подробное техническое описание своего изобретения. В то же время Вячеслав Лысаков («Единая Россия») считает, что сотрудники правоохранительных органов перегибают палку и с ними надо проводить разъяснительные беседы. Слов «мерзость» и «цинизм», увы, до сих пор не произнес по поводу действий полиции никто из законодателей.

Дождались!

Новый документ является чисто косметической правкой, раздутой в СМИ. Слабое законодательное описание прав и обязанностей инвалидов не только обогащает инспекторов ГИБДД, но и сбивает с толку журналистов. Так, респектабельная «Российская газета» в связи с новыми инициативами МВД сообщила, что «Инвалидам разрешат парковаться под знаком "стоянка запрещена"», хотя это разрешение действует с 2016 года. Процитированные нами изменения касаются лишь включения в список игнорирования знаков 3.28–3.30 инвалидов III группы – точнее, исключение оттуда вообще упоминания групп инвалидности.

Но судя по всему, одновременно с инициативой МВД будет принят и куда более важный проект, разработанный в Министерстве труда и социальной защиты (он уже прошел общественное обсуждение) – об упразднении свободной продажи знака «Инвалид» и переходе к выдаче его в соответствующих учреждениях. Если в далеком 1993 году про эту естественную меру могли позабыть в политических баталиях, то что мешало упорядочить данный рынок следующие четверть века – остается загадкой (может быть, размышления о сборе валежника)? Между тем восстановление контроля государства над оборотом знаков «Инвалид» поможет избавиться от многих юридических тонкостей: скажем, незаконная установка знака может проходить по статье «Подделка документов».

* * *

Повторимся, инициативы МВД и Минтруда пока не стали законами, первая находится на общественном обсуждении, вторая только что его прошла. А половина страны так и ездит в теплом мае с пожелтевшими знаками «Шипы», намертво приросшими к стеклам.

Льготы для инвалидов – нормальная практика в любой разумной стране. Люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата должны получать приоритетное право на парковку около магазинов, социальных учреждений и собственного жилья. Не было никакого смысла делать из этого многолетнюю мыльную оперу со взятками, унижениями и вольными толкованиями законов.

Сейчас, будем надеяться, спорные моменты постепенно будут решены. Но как минимум одна интрига пока что остается острой: какие именно знаки «Инвалид» будут выдавать в учреждениях социальной защиты? Банальные наклейки или инновационные изобретения господина Нилова?






Аптечка покинула чат: за что еще теперь будут штрафовать автомобилистов
Видеорегистратор под запретом? Новые правила ПДД возмутили автомобилистов