Злые гаишники запретили садиться за руль? Или просто лень ходить в автошколу? Возникает резонный вопрос: а есть ли в России хоть какой-то транспорт, на который не нужны водительские права? Мопед? Квадроцикл? Микрокар? Рассказываем, на каких «колесах» и где можно, не боясь, кататься без всяких документов.
Мопеды
До 2013 года ездить на маломощных скутерах (до 50 куб см) в России можно было вполне легально без всяких документов. Однако подростков на мопедах на дорогах развелось так много, что в новых правилах дорожного движения появилась категория М. Теперь даже для езды на мопеде придется учиться, а за попытку сесть за руль без удостоверения светит штраф в 800 рублей.
Питбайки
Если на мопед наложили ограничения, то для катания на его младшем брате питбайке до сих пор не требуется ни водительских прав, ни каких-либо других документов. Питбайк — это спортивный мини-мотоцикл, который обычно мощнее и быстрее любого скутера. Правда, есть одно большое «но» — питбайки являются спортинвентарем и не предназначены для езды по дорогам общего пользования. Вы можете сколько угодно гонять на них по полям и пустырям или по спортивным трассам, но стоит вам выехать на питбайке в город, вас тут же оштрафуют. Причем штраф будет уже солиднее, чем в случае с мопедом — 2500 рублей.
Микрокары
В цивилизованной Европе лишение водительских прав не считается такой уж большой проблемой. Там существует специальный класс машин «Sans permis», на котором вполне легально можно передвигаться без удостоверения. Sans permis впервые появились во Франции в 1970-х годах, они представляли собой микрокары с объемом двигателя не более 50 «кубиков» и развивали скорость не более 45 км/ч. На таких автомобилях запрещено выезжать на скоростные автобаны, а вот по улицам города можно колесить вполне спокойно. Самые известные производители микрокаров — Aixam, Microcar, Ligier. Есть модели Sans permis и у известных производителей, например, малыш Renault Twizy.
А что же в России? У нас микрокары с объемом двигателя до 50 «кубиков» попадают под ту же категорию, что и мопеды — права для управления микрокарами обязательны, но можно ограничиться самой младшей категорией. Для более мощных микрокаров, таких как Renault Twizy, уже понадобится полноценная категория B.
Багги
Багги — это тоже небольшие двухместные машинки, вот только предназначаются они не для езды по городскому асфальту, а наоборот, по полному бездорожью. Водительские права для управления багги не нужны, вот только проблема заключается в том, что гонять на этих быстрых и юрких открытых машинках можно только по пересеченной местности — по полям, лесам, оврагам. Выезжать на дороги общего пользования же большая часть багги не имеют права, поскольку по документам являются не транспортным средством, а спортинвентарем.
Квадроциклы
В этом плане от багги выгодно отличается квадроцикл — это уже полноценное транспортное средство, при этом по пересеченной местности на нем можно гонять без всяких документов. А вот если вы решили кататься на квадрике по дорогам общего пользования, то удостоверение понадобится, но не категории A или B, а удостоверение тракториста-машиниста. Такие выдаются не в ГИБДД, а в Ростехнадзоре, и получить их намного проще — все обучение в большинстве школ укладывается в однодневный экспресс-курс. Но и он не является обязательным, можно подготовиться и самостоятельно — главное, сдать экзамен. При этом для всех остальных категорий обучение в автошколе является обязательным элементом.
Сегвеи
Двухколесный самобалансирующий электросамокат, с которого практически невозможно упасть и который разгоняется до 40-50 км/ч, во многих странах мира уже используется как полноценный вид транспорта. На сегвее не придется стоять в пробках, а стоит он в несколько раз меньше любого автомобиля и мотоцикла.
В некоторых странах сегвей уже приравняли к мопедам, в России же пока не успели. У нас он не причислен ни к какому виду транспорта, поэтому не требует прав. Где именно должен ездить сегвей — по проезжей части или по тротуарам — законодатели пока тоже не разобрались, поэтому оба варианта допустимы.
Электровелосипеды
Еще одна альтернатива мопеду — велосипед, оснащенный электродвигателем, благодаря которому напрягаться и крутить педали становится вовсе не обязательным. Теоретически электровелосипеды с мотором до 250 Ватт относят к обычным великам или самокатам. Велики с более мощными двигателями уже попадают под категорию мопедов. Однако на практике сотрудники ГИБДД не трогают велосипедистов, если они не нарушают правил дорожного движения, поэтому получать водительские права ради электровелосипеда не обязательно.