История многострадального российского суперкара, которому в этом году могло бы исполниться 10 лет.
Ровно 10 лет назад певец и шоумен Николай Фоменко решил попробовать себя в ипостаси автопроизводителя, объявив о создании компании Marussia Motors и разработке первого отечественного суперкара. Рассказываем, почему автомобили Фоменко с самого начала были обречены на провал и сколько миллионов было потрачено на мертворожденный проект.
Начали за здравие — кончили за упокой
Страсть к автомобилям Николай Фоменко испытывал с молодых лет — параллельно с карьерой певца, актера и телеведущего он выступал в шоссейно-кольцевых мотогонках, четыре года был главным редактором автомобильного журнала и даже основал собственную гоночную команду «Russian Age Racing», выступавшую на международном уровне. Тем не менее заявление о создании собственного суперкара Marussia стало большим сюрпризом и поначалу не было воспринято всерьез.
Меньше чем через год шоумен подтвердил всю серьезность своих намерений, продемонстрировав прототип первой модели марки — Marussia В1. Широкий и низкий суперкар выглядел невероятно футуристично и по стилю и форме напоминал легендарный Bugatti Veyron. Публика осталась в восторге от внешнего вида автомобиля. Более того, на «Марусю» обратили внимание и зарубежные автомобильные эксперты, после чего новоиспеченного автопроизводителя начали приглашать на крупнейшие международные автосалоны.
Такой старт можно было считать феноменальным успехом для компании, у которой не было ни спонсоров, ни покровителей. Если верить Николаю Фоменко, то компания была создана исключительно на частные деньги шоумена и трех его друзей.
С 2010 года они вложились еще и в команду «Формулы-1», которая стала называться Marussia Virgin Racing, а затем Marussia F1 Team. Как рассказывал Фоменко предпринимателю Олегу Тинькову в 2011 году, бюджет команды составлял 50 миллионов евро в год. Вот только добиться успехов в королевских гонках россиянам так и не удалось — за три сезона команда не набрала ни одного очка.
Почему Marussia провалилась
Николай Фоменко — шоумен, и Marussia Motors в конечном итоге тоже оказалась красивым шоу, а не бизнес-проектом. Банкротство компании прогнозировалось экспертами чуть ли не с самого начала, и на то есть несколько причин.
Во-первых, Фоменко погубили его же амбиции. Еще на заре существования компании он стал кидаться фразами о намерении продавать по 700 суперкаров в год. Вот только суперкары не продаются в таких количествах — такими объемами продаж может похвастаться разве что Ferrari. Но всерьез рассчитывать, что новоиспеченный российский автомобиль по продажам догонит самую именитую конюшню в сегменте спортивных автомобилей с вековой историей — это уж слишком безрассудно.
Во-вторых, вместо того, чтобы на волне успеха концепт-кара Marussia В1 вложить все силы в создание серийной версии автомобиля, провести необходимые дорожные испытания, пройти сертификацию и выйти на рынок, компания поехала со своими концептами по автосалонам, теряя время и силы впустую. Но даже вернувшись из турне по мировым моторшоу, Marussia не начала усиленно трудиться над выпуском серийной версии В1, вместо этого началась параллельная работа над спорткаром B2 и внедорожником F1.
Наконец, последней каплей стало участие в Формуле-1, на которое компания спускала миллионы. При этом Формула-1, по-видимому расценивавшаяся Фоменко как отличная промо-площадка для популяризации бренда и автомобилей марки, не дала «Марусе» абсолютно ничего. За все время существования компании было продано всего четыре автомобиля, причем за рубеж не было продано ни одного. Все остальные экземпляры были розданы бесплатно друзьям и знакомым Фоменко.
По уши в долгах
Marussia Motors продержалась на плаву семь лет, объявив себя банкротом в апреле 2014-го. При этом финансовые проблемы начались у компании гораздо раньше — уже с середины 2013 года сотрудники компании перестали получать зарплату и задолженность перед ними руководство «Маруси» не погасило до сих пор.
Если начиналось предприятие Фоменко на частные деньги шоумена и его друзей, то заканчивалось уже на средства, взятые в кредит. Добиться финансовых вливаний за счет презентации суперкаров на международных автосалонах и выступления в Формуле-1 компании так и не удалось. В итоге помимо 100 млн евро, которые по неофициальным данным компания потратила за время своего существования, Фоменко пришлось еще взять кредит на 64 миллиона рублей у банка Петрокоммерц.
Однако гасить долг шоумен отказался, заявив, что он денег не брал, а его подпись на документах — фальсификация. Скандал вокруг этих денег продолжался почти два года, и экспертиза даже доказала, что подпись Фоменко была поставлена именно им. Возможно, у шоумена просто не было средств для погашения долга, и он мог бы и вовсе оказаться за решеткой, если бы новый провоприемник банка не отозвал иск. Вот так бесславно и закончилась для певца и телеведущего почти 10-летняя эпопея.