Как Илон Маск спустил миллиард на убыточные электромобили
Tesla Илона Маска по сути положила начало эре электромобилей. Вышедший на рынок в 2012 году люксовый седан Tesla Model S в том же году был признан автомобилем года и обогнал по продажам основных конкурентов — Mercedes-Benz S-класса и BMW 7-й серии. Электрический кроссовер Tesla Model уже два года показывает блестящие результаты продаж. На подходе бюджетная модель Tesla Model 3, которая обещает взорвать рынок, а на днях были представлены еще и беспилотная электрофура и спорткар. Казалось бы, Илон Маск вряд ли мог и мечтать о большем успехе.
Однако на самом деле не все так радостно и безоблачно. В начале ноября Tesla опубликовала финансовый отчет за третий квартал и заставила мир ужаснуться. Несмотря на почти 18-процентный рост продаж электрокаров Tesla Model S и Model X, компания продолжает оставаться убыточной. Даже не просто убыточной, компания бьет свои же антирекорды. Чистый убыток по итогам последних трех месяцев составил более 670 миллионов долларов. В общей же сложности с начала года Tesla потеряла 1,28 миллиарда долларов.
Сколько еще проживет Tesla
Сразу же после публикации отчета компании акции Tesla обвалились в цене, сделав ситуацию еще безрадостней и лишив Илона Маска 4% его состояния. Тем не менее бизнесмен и изобретатель не спешит признавать критичность ситуации, зато об этом не стесняются говорить эксперты.
По подсчетам специалистов аналитического агентства Bloomberg, компания Илона Маска каждый час тратит почти по 500 тысяч долларов. Если такая динамика сохранится, то уже к августу следующего года Tesla останется без гроша в кармане.
Самая большая строка расходов Tesla – это производство новой бюджетной модели Tesla Model 3. На нее, если верить аналитикам, Маск тратит по миллиарду долларов каждые три месяца. При этом автомобиль до сих пор не начал возвращать затраченные на его разработку и производство деньги, поскольку вместо обещанных к декабрю 20 тысяч машин Tesla пока не смогла выпустить и тысячи.
Шансы на спасение
Tesla Model 3 стала самым ожидаемым автомобилем в истории, к июлю 2017 года количество предзаказов на модель дошло по полумиллиона. Однако Маск столкнулся с неожиданной проблемой — завод, производящий аккумуляторы для Tesla, оказался не готов к такому объему заказов.
Бизнесмен обещает, что уже к марту компания сможет производить по 5 тысяч электрокаров в неделю и таким образом выйдет из кризиса. Однако возможно, что к весне уже будет поздно, ведь порядка 15% клиентов, оформивших предзаказ, уже отменили его в связи со слишком уж длинной очередью, а ужасающий финансовый отчет спровоцировал вторую волну отказов. Тем не менее большинство клиентов продолжают верить Маску, и если производство действительно удастся наладить к весне, то Tesla должна удержаться на плаву.
Пока же бизнесмен привлекает в компанию средства лишь за счет анонсов новых моделей. Уже сейчас желающим предложено оформить заявку на приобретение электротягача Semi и споркара Roadster нового поколения. Причем предоплата, которую нужно внести за электрофуру, начинается от 20 тысяч долларов, а за спорткар — от 50 тысяч. По сути людям предлагают вложиться в мифические автомобили, которые еще неизвестно когда поступят в производство. И вот это уже явное подтверждение того, что с деньгами у Tesla все действительно плохо.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов