Porsche для бедных: чем закончилось сотрудничество немцев с ВАЗ
Продукцию волжского автозавода у нас в стране принято ругать, и это даже при том, что ко многим моделям ВАЗа приложили руку лучшие мировые дизайнеры и инженеры. Так, в 70-80-х годах прошлого века ВАЗ сотрудничал с одним из самых популярных в мире премиальных автомобильных брендов Porsche.
История совместных отношений началась в 1975 году со встречи министра автомобильной промышленности СССР Виктора Полякова с главой немецкого автогиганта Эрнстом Фурманном. Президент Porsche активно пошел на контакт с советским правительством, объяснив это желанием загладить вину перед Советским Союзом за вред, причиненный фашистами в ходе Второй мировой войны. По мнению Фурманна, во многом из-за этого вреда СССР отставал от западных стран в плане автомобилестроения.
Несмотря на столь красивые заявления, помощь немцев была отнюдь не безвозмездной — подписанное ВАЗом и Porsche соглашение о сотрудничестве было рассчитано на три года и предусматривало бюджет в 1,5 миллиона дойчмарок.
Что немцы сделали для ВАЗа
Целью сотрудничества ВАЗ с Porsche в 1976-1978 годах было снижение себестоимости автомобилей. ВАЗ вовсе не собирался создавать аналоги Porsche и перенимать опыт создания автомобилей премиум-класса. Наоборот, советские инженеры хотели добиться максимальной дешевизны автомобилей и искали альтернативу дорогостоящим двигателям и цинковым сплавам, из которых изготавливались кузовы.
В итоге за три года автомобили ВАЗ обзавелись дешевыми алюминиевыми панелями для кузова и бензиновыми двигателями, работающими на сверхбедных смесях. Кроме того, немцы помогли советским инженерам подготовить проект рестайлинга автомобиля ВАЗ-2103 с более современным интерьером и экстерьером. Вот по сути и все, что было сделано за три года.
ВАЗ-2108: «Порше для бедных»
В 1980 году ВАЗ подписал новый контракт с немцами, а вскоре еще и с компанией UTS — дочерней фирмой итальянского бренда Fiat. На этот раз цель договора была вполне конкретной — разработка трехдверного хэтчбека ВАЗ-2108 с двигателем объемом 1,3 литра.
В качестве объекта для вдохновения был выбран автомобиль Porsche 924, однако от прекрасного немецкого хэтчбека с обтекаемыми формами в конечном варианте почти ничего не осталось. Внешне ВАЗ-2108 получился гораздо более угловатым и простым. Все-таки сразу видно, что дизайном хэтчбека занимались не немцы, а коллектив молодых толльятинских конструкторов, а специалисты Porsche занимались лишь доводкой автомобиля в технологическом плане.
Тем не менее именно немцам принадлежала большая часть новых решений — это и передний лонжерон, заходящий в пороги пола, который немцы позаимствовали у автомобиля гольф-класса Opel Kadett, и новый рулевой механизм с центральными тягами, и революционная для СССР схема управления коробкой передач. Кроме того, инженеры Porsche любезно предоставили советским коллегам многие комплектующие автомобиля — радиатор, карбюратор, стеклоподъемники, замки дверей, стойки передней подвески, вакуумный усилитель и многое другое.
Совместная работа пошла на пользу не только ВАЗу, но и Porsche. Немцы имели большой опыт сотрудничества с европейскими и американскими производителями, но только с ВАЗом они впервые испытали серьезные трудности, связанные с особенностями нашего климата и бездорожья. Автомобиль, изготавливаемый для Советского Союза, должен был выдерживать повышенные нагрузки и немцам пришлось изрядно попотеть над усилением каркаса кузова и улучшением работы подвески. Прежде чем встать на конвейер «восьмерка» набегала порядка 100 тысяч километров по бездорожью и проверялась в условиях лютого мороза — до минус 40 градусов.
Дальнейшее сотрудничество
Хотя договор предусматривал разработку только одной машины — ВАЗ-2108, специалисты Porsche приложили руку ко всему семейству, поработав и над пятидверным вариантом автомобиля и оказав советским коллегам помощь в разработке новых моторов объемом от 1,1 до 1,5 литров.
После успеха «восьмерки», которая стала по-настоящему народным автомобилем, Porsche участвовал и в создании ВАЗ-2110, и в разработке двигателей и коробок передач для «Оки». Сотрудничество с Советским Союзом продолжалось вплоть до 1991 года. Но почему же никто об этом не знает?
На самом деле немцы были не против того, чтобы общественность узнала о том, что вазовские модели созданы при их участии. Они даже сами предлагали размещать на автомобилях значок «System Porsche», как это делали многие их клиенты, в частности испанский SEAT. Но советские конструкторы не желали ни с кем делить свою славу, пусть даже и дурную.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов