Автоколлекционер и шансонье Валерий Курас рассказал обо всех секретах культового советского седана.
«ГАЗ-21 «Волга» - одно из самых удачных творений советского автопрома. Мой экземпляр непосредственно 1961 года выпуска. Для меня она замечательна тем, что сколько я себя помню, столько же я помню эту машину», - говорит Валерий Курас.
Разработка автомобиля, который должен был стать преемником устаревшей «Победы», началась в 1952 году. Весьма примечательно, что изначально над дизайном седана параллельно работали две команды — одна под руководством англичанина Джона Уильямса, вторую возглавлял Лев Еремеев. Через год два варианта будущего автомобиля были представлены на суд экспертов. Макет англичанина был весьма продвинутым, но вариант Еремеева более соответствовал реалиям того времени. В результате для дальнейшей работы был выбран концепт советского художника. Это стало большой победой для отечественного автопрома, который до этого в основном заимствовал все у западных производителей.
Таким количеством новых технологий, какое было реализовано в 21-й «Волге», не мог похвастаться ни один советский автомобиль. Впервые в истории отечественного автопрома на автомобиле было установлено гнутое лобовое стекло, благодаря которому увеличивалась обзорность. Рычажок переключения поворотников переместился на то место, где он находится и по сей день — на руль. За счет специальной обработки кузова «фосфатированием» автомобиль был практически не подвержен коррозии, а о материале кузова «Волги» ходили легенды благодаря его прочности, хотя он не отличался от западных аналогов.
Однако хватало в «Волге» и недостатков, причем недостатков серьезных. К примеру, советские автопроизводители так и не сумели наладить массовое производство автоматических коробок передач. Управление автомобилем требовало больших физических усилий из-за отсутствия гидроусилителей руля и тормозов. Неэффективным был и стояночный тормоз, а при попытке аварийной остановки автомобиля он и вовсе ломался.
Места под капотом в «Волге» полно, и это не только потому, что в моде были большие кузовы. Это сделано для того, чтобы был легкий доступ для ремонта. В те времена мало кто ездил на станции техобслуживания, это было мало доступно, и люди чинили все сами.
В 60-е годы ГАЗ-21 стал самым массовым советским автомобилем. Его использовали в качестве такси, карет скорой помощи и в массе других ипостасей. При мощности в 75 лошадиных сил автомобиль развивал максимальную скорость в 130 км/ч, будучи намного шустрее своего знаменитого предка - «Победы».
«21-я «Волга» успешно экспортировалась на Запад. Правда, в западных технологиях за время производства машины появились такие вещи, которых у нас не было. Поэтому экспортировали «Волгу» через финскую компанию, которая модернизировала автомобиль и уже поставляла его в Европу. В частности, они устанавливали автоматическую коробку передач, гидроусилитель руля, тормозов, и «Волга» становилась комфортнейшей машиной», - рассказывает Валерий Курас.
Валерий обратил наше внимание и на еще один интересный атрибут «Волги», который не шел в комплектации, но был практически на всех автомобилях в 1960-е годы — это резиновые накладки на ободках дворников. Сейчас сложно понять, для чего они нужны, а в то время без них автомобиль не оставляли. Дело в том, что дворники водители уносили с собой домой, боясь того, что их украдут. Резиновые накладки же надевались на ободки для того, чтобы они не царапали лобовое стекло.