Возможно вы удивитесь, но большинство мотогонщиков за пределами трека вообще не садятся на мотоцикл и предпочитают автомобиль. Участники последнего этапа Russian Superbike Championship (RSBK) объясняют этот парадокс.
По словам мотогонщиков, скорости, адреналина и драйва им хватает на гоночной трассе. Для городских условий же автомобиль подходит куда лучше.
— У меня нет городского мотоцикла, я езжу исключительно на машине. Причем не быстро, для меня машина — это просто средство передвижения, — объясняет пилот команды SPB Racing Владимир Стрельник. — Мотоцикл не удовлетворит мои запросы в городе — постоянно надо что-то отвезти, например. В городе у меня нет задачи максимально быстро переместиться из пункта А в пункт B, поэтому я выбираю не скорость, а комфорт и удобство, которые дает автомобиль.
Второй и гораздо более серьезной причиной, перечисленной большинством гонщиков, является небезопасность мотоцикла в городских условиях. Казалось бы, как специалисты по обгонам и маневрам на бешеных скоростях могут бояться езды по обычным дорогам. Но сами гонщики не видят никакого парадокса.
— В обычной жизни я езжу на машине. На мотоцикле я по городу не езжу вообще, — рассказывает победитель последнего этапа RSBK Макар Юрченко. — Во-первых, это опасно, поскольку во многих случаях дорожная ситуация зависит не от самого мотоциклиста. Даже если ты будешь соблюдать правила, читать дорожную обстановку и ехать безопасно, какой-то человек может просто не заметить тебя и сбить. А если ты будешь находиться в машине, то ты более защищен.
Ни один из опрошенных нами гонщиков не имеет личного городского мотоцикла. В связи с этим возникает резонный вопрос: а что должно произойти, как должны поменяться транспортная ситуация или правила дорожного движения, чтобы мотоциклистам стало комфортно и безопасно на дорогах города?
— Надо отдать мотоциклистам выделенную полосу, по которой сейчас ездит общественный транспорт, — заявляет Егор Егоров из команды BPS Racing Team. Такие разговоры уже не раз велись в мэрии Москвы и департаменте транспорта, однако идея так и не воплотилась в жизнь. При этом другие гонщики считают, что дело не в преференциях для мотоциклистов, на самом деле проблема куда глубже.
— Мотоциклистов должно быть больше, тогда их будут ожидать. Как например, в Испании или Италии — там мотоциклистов много, поэтому их всегда ожидают. У нас же водитель, поворачивая налево или перестраиваясь, не ожидает, что там может быть мотоциклист. Отсюда все аварии, — считает Макар Юрченко.
Таким образом, как ни парадоксально, но один из возможных путей решения проблем безопасности мотоциклистов — это развитие байкерского сообщества. Но есть и другой путь, уверен Владимир Стрельников. Он заключается в том, чтобы развивать мотоспорт и давать доступ на гоночные треки тем, кто сейчас реализовывает свою тягу к адреналину и высоким скоростям на городских дорогах.
— Наверное, надо в целом воспитать в людях культуру как авто-, так и мототранспорта. Мотоцикл провоцирует неопытных пилотов отключить инстинкты самосохранения, забыть о том, где ты находишься. Мотоцикл — провокатор. Могу сказать, что если бы было более доступно для людей приезжать на гоночные трассы покататься на мотоциклах, у людей появилась бы некая сознательность. Пока у нас в Санкт-Петербурге не было трассы, естественно все показывали свою прыть и удаль на дорогах общего пользования. Когда появилась трасса, люди стали приезжать туда выпускать свой пар, — подытоживает Владимир.