Пять причин отменить транспортный налог
Необоснованность
Транспортный налог не имеет под собой экономических оснований. Многие считают, что таким образом налогоплательщики оплачивают содержание дорог, но это утверждение опровергает сам Минфин, который причисляет транспортный налог к числу налогов имущественных.
Кроме того, если транспортный налог воспринимать как плату за пользование дорогами, почему тогда размер этой платы зависит от мощности двигателя автомобиля? Количество лошадиных сил автомобиля никак не связано с его воздействием на дороги. Так почему же владельцы более мощных авто должны платить больше?
Платит тот, кто не ездит
Транспортный налог в России платят все владельцы автомобилей вне зависимости от того, насколько часто они их используют. В результате пенсионер, который выкатывает автомобиль из гаража несколько раз в год, чтобы съездить на дачу, платит столько же, сколько человек, который проводит за рулем каждый день по несколько часов.
Во всем мире эту несправедливость давно устранили, включив транспортный налог в стоимость акцизов на бензин. По итогу платят только те, кто действительно пользуются автомобилем. Партии ЛДПР и «Справедливая Россия» предлагали ввести подобную систему в России, однако инициативы в Госдуме не поддержали.
Двойная оплата
После 10 лет применения закона о транспортном налоге было принято решение создать специальные дорожные фонды, из которых регионы будут брать деньги на содержание и ремонт дорог. Дорожные фонды стали пополняться за счет акцизов на топливо, в результате чего цены на бензин заметно приподнялись.
При этом логично было бы отменить транспортный налог, однако региональные власти не захотели отказываться от таких поступлений в бюджет. Так что с 2012 года автовладельцы по сути платят двойную цену — и транспортный налог, и переплату за топливо, которая также идет на содержание и ремонт дорог.
Нецелевое использование средств
Казалось бы, благодаря такой двойной оплате из кармана автовладельцев ремонт дорог должен осуществляться на высшем уровне. Однако на деле дороги в России по-прежнему находятся в удручающем состоянии, а средства, поступающие в региональные бюджеты за счет транспортного налога, уходят черт знает куда.
«Счетные палаты региональных властей также признают нецелевую трату средств дорожного бюджета: в субъектах они расходуются либо на некачественный ремонт дорожного полотна, либо на другие не всегда обоснованные цели», — говорит о проблеме глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.
Социальное неравенство
Наконец, множество недовольств вызывает технология расчета транспортного налога. По мнению экспертов и автомобилистов, она является антисоциальной. Посудите сами, в каждом регионе размер транспортного налога устанавливается индивидуально, и разниться он может в пять раз. В результате за один и тот же автомобиль мощностью в 100 лошадиных сил житель Ингушетии платит налог в 500 рублей, а житель Татартана — 2500 рублей.
Кроме того, транспортный налог является по сути налогом на роскошь и стимулирует россиян покупать более дешевые и менее мощные автомобили. Если за первые 100 лошадиных сил москвичи, к примеру, платят по 12 рублей, то за каждую последующую — уже по 30 рублей, а после 150 «лошадей» за каждую следующую и вовсе придется отдавать по 50.
Казалось бы, богатые платят больше — в чем тут проблема? Только вот на дорогах количество «лошадей» никак не сказывается, а значит такую дифференциацию можно считать всего лишь поводом к тому, чтобы обобрать автовладельцев.