«Победа» стала первой серийной отечественной легковушкой
Буквально на следующий день после капитуляции армии Паулюса под Сталинградом главный конструктор Горьковского автозавода Андрей Липгарт докладывал руководству страны о ходе разработок перспективных машин. Среди них значилась и будущая «Победа». В течение двух лет разработчики устраняли недостатки, и, наконец, 28 июня 1946 года свет увидела первая партия.
Легковушка открыла новую эпоху отечественного автомобилестроения. Ранее автомашина для личного пользования могла быть только правительственной наградой, но «Победа» стала первыми «колесами», которые граждане СССР купить собственноручно.
EG.RU узнал малоизвестные подробности о рождении и становлении чуда советского автопрома.
1. Изначально машину планировали назвать «Родина». 19 июня 1945 года автомобиль показали И. Сталину, который тут же задал вопрос: сколько будет стоить «Родина». И название тут же поменяли, хотя в вышеуказанном контексте оно тоже звучит «не очень».
2. Прототипом автомобиля стал Opel Kapitän 1938 года. Трофейную немецкую машину в конце 1941 года инженеры Горьковского завода, пытаясь постичь все премудрости, буквально разобрали на винтики.
3. «Победа»стала первой машиной в СССР с именем и серийным номером.
4. «Отцов» у машины несколько: среди них - ведущий конструктор кузова Александр Кириллов, художник-график Вениамин Самойлов и уже названный Андрей Липгарт. На надгробии Липгарта родные запечатлели силуэт его питомицы.
5. В связи с послевоенным дефицитом топлива выбор между шестицилиндровым и четырехцилиндровым двигателем был сделан в пользу последнего.
6. Степень сжатия топлива в двигателе ГАЗ-М20 позволяла ему работать на самом низкокачественном бензине - 66-м.
7. Счастливцы, которым удалось приобрести «Победу», официально стали именоваться «автолюбителями» и обрели разрешение на установку металлических гаражей.
8. Весь современный технический стандарт автомашин впервые появился именно в «Победе»: звуковые сигналы высокого и низкого тона, электрические указатели поворотов, независимая подвеска передних колес, гидравлический привод тормозов. Водители и пассажиры наслаждались небывалым по тем временам комфортом, который давали такие приспособления, как обдув лобового стекла, электрические стеклоочистители, возможность включать стоп-сигнал. Салон можно было осветить, обогреть, а для услады ушей – включить радио.
9. Стоимость автомобиля представительского класса составляла 16 тысяч рублей. Для сравнения: «Москвич-401» стоил девять, а ЗиМ сорок тысяч.
10. Все послевоенные советские таксопарки снабдили «Победами». В 1948 году такси получило унифицированную раскраску: светлый верх, серый низ, опоясывающий «шашечный» пояс. На лобовом стекле появился зеленый световой сигнал, который означал: «шеф свободен». В 50-е отправленная на экспорт «Победа» массово служила финскому и бельгийскому такси.
11. Эмблема машины Горьковского автозавода напоминает очертания Нижегородского кремля. Литера «М» была прописана в логотипе по первой букве фамилии председателя Совнаркома В. Молотова, имя которого носило предприятие.
12. Для того чтобы советские военачальники ездили в машине, не снимая внушительной папахи, разработчики уменьшили толщину заднего сиденья на пять сантиметров.
13. Всего под этим брендом было выпущено 235 999 автомобилей, из них 37 492 таксомоторов и 14 222 кабриолета.
14. «Победе» довелось стать участницей испытаний первой атомной бомбы. 29 августа 1949 года на семипалатинском полигоне на различные расстояния от будущего эпицентра были установлены в том числе и 10 новых «Побед» – чтобы проверить воздействие взрыва не на муляжи, а на настоящие материалы. На следующий день после взрыва испытатели увидели на опытном поле сгоревшие автомашины. Тем не менее, по распоряжению наркома НКВД Л. Берии, специалисты, отличившиеся при создании бомбы, были награждены в том числе автомобилями «Победа».
15. В 1951 году Сталин подписал лицензию, согласно которой в течение 21 года «Победа» выпускалась в Польше под маркой Warszawa.
16. В 1955 году "Победа" была осовременена - изменилась решетка радиатора, переместился логотип автозавода и появился радиоприемник. Эта модель до сих пор на ходу.
17. Легендарный советский автомобиль был снят с производства в 1957 году.
18. В 1976 году в почтовой серии «История отечественного автомобилестроения» вышла марка с желтой ГАЗ-М20В.
19. В 2016 году кабриолет «Победа» 1953 года выпуска стал победителем гонок ретроавтомобилей L.U.C Chopard Classic Weekend Rally в Москве.
20. В России есть несколько памятников легенде отечественного автопрома в виде самой машины на постаменте - Нижнем Новгороде, Воронеже, Белгороде, Химках, Иваново и др.