Как в России 15 лет создавали бюджетный Land Rover

Концепт легкого, ударопрочного и дешевого отечественного внедорожника «Сталкер» в начале 2000-х произвел в России настоящий фурор. Автомобиль сравнивали с легендарным Land Rover Defender, только «Сталкер» обещал стоить в несколько раз дешевле. До конвейера внедорожник добирался почти 15 лет и, казалось, уже давно канул в лету, но не тут-то было — в мае стало известно, что Росстандарт одобрил производство многострадального автомобиля.

 

От военного вездехода до массового кроссовера

Идея создания первого отечественного внедорожника из легких и прочных композитных материалов зародилась в начале 1990-х в голове конструктора Павла Попова, который трудился в то время на «Опытном заводе № 100» в Челябинске, производившем военную технику. Композитный кузов не только защищал бы автомобиль от повреждений, но и позволял эксплуатировать его при экстремально низких температурах. Кроме того, пластмассовые детали существенно снижали вес автомобиля. Все эти достоинства особенно важны для военного дела, поэтому изначально «Сталкер» задумывался как военный транспортер. Однако свою идею Попов реализовать не успел — завод закрыли из-за нехватки средств.

Проект получил вторую жизнь с приходом Попова в научно-производственную компанию «Лада-Тул». Там каркасно-панельным внедорожником заинтересовались, правда, военный аспект тут же отбросили, и «Сталкер» стал позиционироваться просто как легкий массовый джип. Именно в «Лада-Тул» автомобиль обрел свое первое реальное воплощение, но за долги компания была закрыта, а все ее разработки перешли в руки другой тольяттинской фирмы «Апал».

Компания занималась производством листового пластика, а не автомобилей, поэтому в ее руках «Сталкер» стал шоу-каром, который не предназначался для конвейера, а должен был продемонстрировать публике достоинства инновационных композитных материалов. Именно с этой целью внедорожник впервые был продемонстрирован широкой публике в 2003 году.

Автомобиль был принят на «ура». Его сравнивали с безумно популярным на тот момент внедорожником Land Rover Defender и на «Апал» посыпались вопросы о том, когда же «Сталкер» поступит в продажу.

Только тогда тольяттинцы всерьез задумались о серийном производстве внедорожника. По прикидкам инженеров, «Сталкер» стоил бы всего на 30-50 тысяч дороже обыкновенной «Нивы», но для производства у них не было собственных мощностей. «Апал» начал искать бизнес-партнера, причем первым из кандидатов было министерство промышленности Чечни. Но ни с чеченцами, ни с другими бизнес-партнерами не срослось. Тем не менее «Сталкера» регулярно обновляли, в течение 2003-2009 годов было собрано порядка десяти вариаций автомобиля, но ни одна из них так и не пошла в серию.

 

«Сталкер» уезжает в Германию

В 2011 году автомобиль, как две капли воды похожий на наш «Сталкер», показали на Франкфуртском автосалоне под немецким брендом Travec. Как оказалось, проектом, который не удалось реализовать в России, заинтересовались в Германии. Да-да, не удивляйтесь, бывало и такое, что немецкие автомобилестроители заимствовали у нас идеи, а не мы у них.

В основе внедорожника Travec Tecdrah, ставшего преемником российского «Сталкера», была пространственная трубчатая рама, на которую навешиваются кузовные панели из ударопрочного ABS-пластика. Автомобиль был построен на платформе Renault Duster и оснащался его же силовыми агрегатами.

Однако до конвейера многострадальный автомобиль не добрался и в Германии. Внешне автомобиль европейцам очень даже понравился, но вот выбор двигателей немцев не устроил. Вместо агрегатов от «Нивы», которую в Европе уважают за повышенную проходимость и надежность, они получили новую версию Duster, непроверенную и при этом такую же по стоимости (продавать Travec Tecdrah планировали по 18 тысяч евро за полноприводную версию).

 

Третье рождение

За 5 лет молчания про «Сталкера» все успели забыть, но в мае стало известно, что компания «Апал» возродила проект. В базе данных Росстандарта появилось одобрение на выпуск первой партии автомобилей АПАЛ 21541 «Сталкер». Всего будет собрано 150 автомобилей, которые, согласно документам, получат двигатели от новой Lada 4x4, презентованной прошлым летом.

Никаких подробностей о возрожденном проекте внедорожника «Апал» не сообщает. Но стоит отметить, что за 6 лет концепт довольно сильно устарел, так что скорее всего на конвейер встанет уже совсем другой автомобиль.