«Пиявка» – итальянская торпеда с человеком на борту

«Майале» – тихоходная торпеда, управляемая боевыми пловцами. Источник: Wikimedia.org

Минирование и подрыв вражеских кораблей без шума и без усилий всегда манили военных. На заре XX века развитие подводных способов ведения боя дало возможность доставки боезарядов прямо к борту вражеских кораблей.

Лакомый кусочек

Полуостров Истрия, а точнее, город Пула (или Пола), что находится почти на самой его оконечности, испокон веков интересовал любую мало-мальски значимую державу. Его расположение настолько удобно в торговом и военном отношении, что подмять его под свой протекторат старались все, кому было не лень. Еще бы: контроль над Пула – контроль над хорошим куском Адриатики. За этот город дрались многие. Основан он был древними греками, но потом им правили по очереди Древний Рим, после его падения Венеция, лангобарды, остготы, франки и даже славяне в XII веке. После – снова Венецианская республика, которая вела войны с Габсбургами и Генуей за контроль над Адриатикой. Не раз Пула оказывалась в оккупации, так что, к сожалению, из-за вандалов полностью утеряно множество построек древнеримского периода. С 1813 года после наполеоновских войн Пула в очередной раз стала австрийской. Но итальянцы во время Первой мировой пытались отбить стратегически важный город-порт, а для этого нужно было лишить Австрию ее превосходства на море.

Пола, вид с моря на древнеримскую арену. Фото 1905 года. Источник: wikimedia.org

Энтузиаст

В начале 1918 года на ковре у начальства появился молодой лейтенант медслужбы Паолуччи. Его предложение заключалось в том, чтобы тайно доставлять к плавучим целям торпеды с помощью боевых пловцов. Он готов был сам доказать, что такие вылазки возможны даже в случае, если придется добираться до кораблей противника, расположенных в удалении до десяти километров. Паолуччи предложил себя в качестве такого пловца с тем, чтобы проникнуть в порт Пула и взорвать линкор «Радецкий».

Перед этим лейтенант несколько месяцев упорно тренировался. Он проплывал по 10 км, буксируя бочку, изображавшую собой мину. Согласно его плану, нужно было только доставить его и мину к боновым заграждениям, перекрывающим вход в гавань, а дальше он пронырнет под ними, доплывет до линкора и подвесит мину под корпусом судна. Останется только взвести часовой механизм и вернуться тем же путем на борт катера, доставившего его к заграждениям. Итальянцы отказались от опасного плана, но на тренированного пловца внимание обратили. Это позже Рафаэль Паолуччи станет именитым врачом и вице-президентом палаты итальянского парламента, а пока его отправили к Росетти – инженер-капитану 3 ранга, который работал над созданием тихой торпеды с наружным ручным управлением.

Как это работало

На передней части торпеды крепились два тротиловых заряда по 170 кг. Взрыватель был соединен с часовым механизмом, так что пловцы после установки мин успевали отойти на безопасное расстояние. Заряды отсоединялись от торпеды простым поворотом ручки, а к металлическому корпусу корабля крепились мощными электромагнитами с питанием от аккумуляторов – будто присасывались. Из-за этого аппарат назвали «Миньятта» - «пиявка».

Сплошное везение

Росетти и Паолуччи тренировались несколько месяцев, и 31 октября того же 1918 года в дождливую ночь их спустили на воду вместе с торпедой в пяти кабельтовых от Пола. Они сумели преодолеть и сеточные заграждения, и барражирующие катера охранения. Героев не заметил даже вахтенный немецкой подлодки, которая чуть не протаранила их торпеду. Целью был линкор «Вирибус Унитис». До него добраться удалось, но пока итальянцы крепили первую мину, сама «Пиявка» с не снятым с нее вторым зарядом была унесена течением. Часовой механизм был запущен на обеих боеголовках, так что через 6,5 часов должны были прогреметь два взрыва. При попытке найти торпеду диверсанты были обнаружены патрульным катером и доставлены для допроса на «Вирибус». Повезло так повезло…

Итальянцы вначале отпирались, но жизнь дороже: за 45 минут до взрыва они признались, что корабль сейчас взлетит на воздух. Экипаж спешно покинул судно. Но обещанный взрыв не прогремел, люди стали возвращаться на борт, не веря задержанным чужакам. Часовой механизм оказался с дефектом – отстал на 15 минут. После взрыва линкор с командой лег набок и быстро затонул. Погибли и пропали без вести более 300 человек, с ними и капитан «Вирибуса» Вукович. Пловцов еле отбили – их чуть не четвертовала разъяренная команда.

Линкор «Viribus Unitis» после срабатывания торпеды «Mignatta». Фото: wikimedia.org

Для австрийцев это были еще не все неприятности: торпеда, подхваченная течением, притерлась к пароходу «Виен» и, когда таймер обнулился, пароход тоже пошел ко дну.

Неожиданная награда

Все бы хорошо, но операция с потоплением кораблей противника запоздала на пару дней. Дело в том, что еще 29 октября австрийская сторона объявила о капитуляции, и «Вирибус Унитис» перешел по условиям этой самой капитуляции к Югославии. А пока подписывали бумаги, бравые итальянцы пустили на дно один из привлекательнейших предметов договора. Так что вместо наград начальство страшно намылило им шею.