Подводная лодка «Поросенок» – наследница грозной «Пиявки»
От пиявок к поросятам
В Первой мировой войне итальянские изобретатели Росетти и Паолуччи успешно применили разработанный ими аппарат «Пиявка» для минирования кораблей противника. Поэтому накануне Второй мировой морской Генштаб Италии вполне ожидаемо вернулся к тренировкам пловцов с человекоуправляемой торпедой и разработке новых ее модификаций.
После проведенных учений, где всего лишь один экипаж из трех справился с поставленной задачей по скрытному минированию цели, проект признали успешным и создали под него целое подразделение боевых пловцов. Инженеры Тезеи и Тоски оценили опыт разработок времен Первой мировой и создали свой вариант торпеды с внешним управлением. Результатом изысканий стал агрегат под названием SLC, который пловцы, недовольные капризными механизмами, прозвали «Майале», что значит «поросенок».
Экипаж состоял из двух пилотов. Сама конструкция была достаточно хилой: при спуске на глубину свыше тридцати метров деформировалась, в ней постоянно что-то ломалось, электрозаряда часто не хватало для возвращения в точку отправления. Кислородные агрегаты были несовершенны, прорезиненные надувные костюмы ненадежны, времени не хватало то на подводный ремонт, то на отход. Зачастую лучшее, что могло случиться с экипажем, – так это пленение на берегу.
Авантюра с «Ольтеррой»
Во время Второй мировой торговое судно «Ольтерра» было до конца войны задержано испанцами и отстаивалось на гибралтарском рейде. Переговоры итальянского командования с судовладельцем принесли, однако, нужный результат, и судно было решено скрытно переоборудовать под мастерские и базу для «Майале». Судовладелец обратился к испанским властям и предложил провести ремонт потрепанного судна с тем, чтобы потом продать его испанцам. Те согласились, «Ольтерра» была перемещена в Альсехирас и была пришвартована у портового мола в каких-то шести милях от базы британского флота. Остатки экипажа, приставленные присматривать за собственностью судовладельца, потихоньку заменили на боевых пловцов штурмового отряда и техников. Предварительно им пришлось пройти стажировку на других судах, где их обучили морскому жаргону, манере одеваться и вести себя так, как это делали бы обычные матросы.
Постепенно экипаж был заменен, оставили лишь старшего механика и капитана. Не прошло и нескольких месяцев, как на «Ольтерре» полностью оборудовали мастерскую для сборки торпед, которые поставлялись на судно под видом запчастей.
«Ремонт»
Судно положили на бок якобы для окраски борта ниже ватерлинии, прикрыли тентами якобы от солнца и вырезали отверстие для выхода готовых торпедных аппаратов (уже не «якобы»). После выпрямления корабля отверстие скрылось под водой.
Рапорт о готовности мастерских «Ольтерры» к работе был получен командованием итальянцев осенью 1942 года. С этого момента на «Ольтерру» рекой потекло оборудование, снаряжение пловцов, кислородные приборы, взрывчатка. Таможенники не видели ничего экстраординарного в поставках безобидных деталей для ремонта торгового судна. Может быть, потому, что к поставкам прилагались неплохие суммы денег.
Разведка
Судно располагалось так, что из его кают можно было наблюдать за всем Гибралтаром. За четыре месяца практически под носом у неприятеля были собраны и готовы к эксплуатации три «поросенка». В начале декабря в Гибралтаре появился настолько лакомый кусок, что итальянцы решили действовать. И на этот раз их импульсивность сыграла с ними злую шутку. Вместо того чтобы изучить изменившуюся политику охраны территории английской базы, решили не тратить время и идти, что называется, «на авось». Между тем англичане к уже знакомым маршрутам и расписанию курсирования сторожевых катеров добавили дополнительную охрану и усилили ее частым сбросом глубинных бомб.
Полный провал
Первая торпеда сумела преодолеть портовые заграждения и уже почти добралась до линкора «Нельсон», но ее засекли с помощью гидрофона на патрульном катере. Немедленно были сброшены две глубинные бомбы, и экипаж погиб вместе с «Майале».
Вторая торпеда шла неглубоко и была замечена с мола, откуда ее обстреляли из пулеметов. Экипаж пытался уйти на глубину, но был оглушен подводным взрывом бомбы и поднят на борт американского судна в почти бессознательном состоянии.
Командир третьей торпеды принял решение вернуться на «Ольтерру» из-за полной невозможности доставить заряд к месту проведения диверсии. Пилотируемый им аппарат еще не вошел на территорию англичан, когда на базе поднялась тревога. На обратном пути командир обнаружил, что его второй пловец исчез.
Короткий век «Майале»
Захваченные итальянцы сказали, что к базе их доставила подлодка – о мастерских «Ольтерры» противники не прознали до окончания войны. Бойцам подразделения пришлось переключиться с качественно защищенных закрытых баз на суда, находящиеся на внешних рейдах. Охрана территорий военно-морских баз вышла на совсем другой уровень, и время для человекоуправляемых торпед окончилось. Нет, были в течение войны еще несколько операций с применением «Майале», но результативность была слишком мала, а расходы – как технические, так и человеческие – несообразно велики. Но даже с такими невпечатляющими результатами подразделение, использовавшее «Майале», стало легендарным. Что, впрочем, неудивительно: ведь итальянская армия является, пожалуй, худшей в мире за последние двести лет (из тех, кому довелось участвовать в масштабных войнах).
Когда Италия капитулировала, «Ольтерра» готовилась к новой атаке на Гибралтар. На сей раз с новой конструкцией торпеды, где пловцы были защищены от действия глубинных бомб металлическим кожухом. Но и тут они не успели завершить приготовления к диверсии.