- Мутко прикрывал свой зад, когда снимал Балахничева, - считает маститый наставник легкоатлетов Сергей Синелобов
Еще не так давно имена российских легкоатлетов гремели по всему миру. А теперь наша королева спорта - почти в полной изоляции. О том, кто виноват и что делать, мы беседуем с заслуженным тренером РСФСР, бывшим секретарем антидопинговой комиссии Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) Сергеем Синелобовым.
- Наши ведущие спортсмены считают, что федерация их обманула.
- Так и есть. Ласицкене - трехкратная чемпионка планеты, подумывает о том, чтобы выступать за другую страну. Представляете, до чего дошло?! А все потому, что во главе нашей федерации поставили дилетанта.
- Миллиардер Евгений Юрченко четыре месяца просидел в кресле президента ВФЛА, а 13 июля подал в отставку. Не странно ли это?
- Он ничего не понимает в легкой атлетике. Добавлю, что Юрченко никто не выбирал. Его назначили сверху.
- За какие заслуги?
- Он входит в совет директоров «Объединенной авиастроительной корпорации». А рулит там скандально известный Анатолий Сердюков, бывший министр обороны Короче, та еще компашка! Юрченко обещал, что с его приходом у ВФЛА не будет финансовых проблем. Но я уверен, что свои личные деньги в легкую атлетику он точно вкладывать не собирался. А все спонсоры после скандалов с допингом ушли. Евгений Валерьевич, очевидно, понял, что не туда попал. Себастьян Коэ, президент Международной федерации легкой атлетики (WA), обвел Юрченко вокруг пальца.
- Что вы имеете в виду?
- Историю с 5 миллионами долларов. А если точнее, с 6,6 миллиона. Когда Евгений Валерьевич только пришел в федерацию, он заявил, что ВФЛА согласна с претензиями World Athletics «по делу Лысенко» и готова выплатить штраф. Дедлайн прошел 1 июля, Россия ничего не заплатила, и теперь наших легкоатлетов не допустят к международным турнирам даже под нейтральным флагом. А штраф из-за просрочки может вырасти в два раза.
Предшественник Юрченко, Дмитрий Шляхтин, перевел на счет WA 3,2 миллиона - в надежде, что ВФЛА восстановят в правах. И что? Не восстановили. Возникло «дело Лысенко», и все закрутилось по новой.
- А разве американцы, немцы, кенийцы не принимают допинг?
- В том-то и дело, что принимают. Вот на днях в ФРГ накрыли целую шайку из девяти человек. У них нашли больше 1000 ампул с анаболическими стероидами, наркотики и оружие. Посмотрим, кого и как накажут.
- WA оценила затраты на расследование случаев с допингом в нашей легкой атлетике в $1,6 миллиона.
- Сомневаюсь, что сыщики потратили так много. Но тут есть и другой момент. Если за рубежом какого-то атлета ловят на употреблении стимуляторов, то у него забирают не только медаль, но и призовые деньги, полученные незаконным путем. А у нас часто не возвращают. Может, эти невозвращенные призовые нарушителей лорд Коэ и включил в указанную сумму штрафа?
- Если бы федерацию возглавила Елена Исинбаева, спонсоры бы появились?
- Наверняка. У Елены громкое имя, большие заслуги. Она хотела идти на выборы четыре года назад. Но тогда началась такая давиловка! Все замутил Мутко, он был министром спорта. Исинбаеву убедительно «попросили», чтобы она сняла свою кандидатуру и сказала голосовать за Шляхтина. Это ставленник Мутко. Исинбаева так и сделала.
- Может, зря?
- Ой как бы не обидеть. К сожалению, Исинбаева - недалекий человек. Куда ее ни пихают, ничего не получается. Теперь Лена оказалась в комиссии спортсменов ВФЛА. Но ничего реального не сделает. Зачем ей эта комиссия? Лену специально подставили. Исинбаева иногда не думает, что говорит. Вот она за поправки в Конституцию агитировала. И назвала Основной закон страны важной, интересной книгой. Ну что это? Нет слов.
- Шляхтин тоже не тянул?
- Ходила такая байка. Шляхтин был на отдыхе, вдруг ему звонит Мутко и говорит: «Дим, ты не возьмешь федерацию легкой атлетики? Там вакансия образовалась. Если что, я помогу». И Шляхтин согласился. Хотя был министром спорта Самарской области. В Москве он появлялся по большим праздникам - на соревнованиях мы его не видели.
Бредовая идея
- Вы работали в антидопинговой комиссии ВФЛА. Кто дал указание подделать справку прыгуна Данила Лысенко?
- Я был в этой комиссии раньше. Поэтому категорически утверждать что-то насчет Лысенко не могу. Но я уверен: Шляхтин был в курсе, что такую справку хотят состряпать. Данил три раза в течение года не явился на допинг-тесты, и ему грозила дисквалификация. Чиновники ВФЛА не нашли ничего лучше, как отмазать прыгуна с помощью фальшивой справки из медучреждения. Бредовая идея! Обман раскрылся, и WA наложила еще более строгие санкции на ВФЛА.
- А главный тренер легкоатлетов Юрий Борзаковский оказался на своем месте?
- Юра почти пять лет - главный, но как специалист он нулевой. Даже минусовой. Какие университеты он оканчивал? Вчера еще бегал, а сегодня занял декоративную должность. Это не я, это Мутко так сказал про должность Борзаковского. Юрий, будучи главным тренером сборной, ничего не решает. Кстати, он тоже должен был уйти после «дела Лысенко». Но ушел только из федерации.
- Легкоатлеты часто подменивали пробы с мочой?
- Подменить их можно только в теории. Допинг-пробу запечатывают, ей присваивают номер, допинг-офицер доставляет ее в РУСАДА, а оттуда - в ВАДА. Никаких фамилий на пробирке нет.
- Значит, Родченков, говоря про махинации на Олимпиаде в Сочи, лжет?
- На Играх в Сочи я не был. Не знаю. А на чемпионате мира по легкой атлетике в Москве был. Там за допинг-контроль отвечали иностранцы из ВАДА - итальянец и француз. Они никого и близко не подпускали.
- Вы хотите сказать, что сборная России в Москве была «чистой»? Почему же потом у нас стали отбирать медали?
- Допинг нашли спустя несколько лет - появились новые технологии, новые методы обнаружения запрещенных препаратов. Но пробы в Москве никто не подменял.
- Вы работали тренером в Гватемале и в Омане. Неужели там тоже балуются допингом?
- Оман - мусульманская страна, употребление допинга там карается смертной казнью. До нас тренером по бегу работал специалист из Англии. При нем местный бегун пробежал 400 метров быстрее ветра. Болельщики были в восторге. Но тренер-варяг вскоре срочно умчался домой. Британца предупредили, что за ним придут люди в погонах. Это я к тому, что на родине Себастьяна Коэ тоже далеко не все чистенькие.
- Валентина Балахничева, который больше 20 лет возглавлял ВФЛА, убрали с должности справедливо?
- Мутко прикрывал свой зад, поэтому убрали Балахничева. Если бы Валентин Васильевич остался еще несколько месяцев, нас бы так не топили. Балахничев был казначеем ИААФ, фактически вторым лицом в WA. Он умел вести переговоры. Сейчас ситуация патовая.
- Что будет с нашей королевой спорта?
- Тяжелый вопрос. Наверняка проведут внеочередную конференцию ВФЛА. Выберут нового президента федерации. Если опять назначат кого-то по блату вроде Юрченко или Шляхтина, будет беда.
Прикинь!
- Заслуженный тренер, ветеран труда Сергей Синелобов ушел на заслуженный отдых с пенсией 17 тыс. руб.
Имей в виду
- В 2011 году Евгений Юрченко на аукционе Sotheby’s за $2,8 млн купил и вернул в Россию спускаемую капсулу космического корабля «Восток», на котором за несколько недель до полета Юрия Гагарина возвратились на Землю собака Звездочка и манекен Иван Иванович.