Скандальное решение совета IAAF мы попросили прокомментировать бывшего президента Всероссийской федерации легкой атлетики Валентина Балахничева. Он возглавлял ВФЛА в течение 25 лет, но после серии разоблачительных допинговых историй был вынужден уйти в отставку.
- Наша федерация перечислила на счет IAAF $3,2 млн. Во столько Себастьян Коэ и его организация оценили свою титаническую работу по борьбе с допингом в российской легкой атлетике. Деньги взяли, а в правах не восстановили. Выходит, Россию обманули?
- На мой взгляд, IAAF поступила абсолютно нечестно. Все пункты «дорожной карты» Россия выполнила. Внесение трех с лишним миллионов долларов - это был последний пункт. И вдруг Международная федерация пошла на попятную. Теперь нам говорят, мол, они ждут результатов перепроверки проб из московской лаборатории. Но с какой стати? Этого не было в «дорожной карте»! Комиссия Руне Андерсена закончила свою работу. Наша сторона тоже. Все, точка. Всероссийскую федерацию легкой атлетики обязаны были восстановить в правах.
- Может, все дело в том, что некоторые наши тренеры, которые пичкали спортсменов допингом, формально дисквалифицированы, но на деле продолжают работать?
- О ком речь?
- Например Владимир Мохнев. Дисквалифицирован пожизненно. Но по-прежнему работает тренером.
- Наверное, это неправильно. Выявили - накажите. Но впечатление такое, что ищут только повод - лишь бы не восстановить. Теперь они будут исследовать 470 проб из московской лаборатории. Да на это уйдет как минимум полгода. А то и год! Сколько можно издеваться? Потом еще к чему-то прицепятся. Для изучения проб создайте другую комиссию, но разрешите нашим легкоатлетам выступать под российским флагом. Верните ВФЛА все права.
- Говорят, это может случиться в сентябре перед чемпионатом мира в Дохе, на совете IAAF…
- Сплошная болтовня! Я не верю в справедливость решений господина Коэ и нынешнего состава совета. Ничего не случится! Если у руководства IAAF оставались к нам претензии, не надо было брать такие деньги. Могли бы повременить, не брать. Сказали бы: ребята, так, мол, и так, у нас остались к вам вопросы. Закроете их, потом заплатите компенсацию, и мы вас восстановим. На месте президента нашей федерации Дмитрия Шляхтина я обратился бы в Спортивный арбитражный суд.
- Когда, на ваш взгляд, восстановят ВФЛА?
- Этот процесс будут затягивать максимально долго. Посмотрите, до чего дошло? Нам уже говорят, что в России не создана антидопинговая культура. Это что за понятие такое? Никогда о нем слышал. Нет такого юридического понятия. А есть ли антидопинговая культура в США, где десятки знаменитых спортсменов, например Мэрион Джонс или Лэнс Армстронг, попадались на допинге или откровенной лжи?! А есть ли такая культура в Норвегии и в ряде других стран, где многие спортсмены используют запрещенные препараты, получая терапевтические исключения TUE? Я вообще не понимаю, почему список таких атлетов является тайной за семью печатями. Наоборот, его надо сделать открытым, чтобы все знали. Ведь TUE - это легальный допинг. Такой спортсмен получает необоснованное преимущество перед соперниками. Если человек болен, ему надо лечиться.
- Чемпионка мира по прыжкам в высоту Мария Ласицкене предложила руководству нашей федерации уйти в отставку. Вы с ней согласны?
- Мария имеет право высказывать свою точку зрения. Но у федерации есть свой устав, и чиновники должны ему следовать. Это их личное дело - уходить или оставаться. Я 25 лет возглавлял ВФЛА и ушел потому, что на меня начали давить в связи с допинговыми проблемами. Мне не совсем удобно комментировать эту тему.
- Лорд Коэ - хитрый и опытный функционер. Можно ли сказать, что британец просто переиграл Дмитрия Шляхтина, у которого пока нет такого опыта?
- За свою карьеру Коэ совершил много неблаговидных поступков. Британская пресса неоднократно публиковала компромат на этого чиновника. За ним тянется большой шлейф разных скандалов. Я считаю, что он просто сводит счеты с нашей федерацией - одной из ведущих в мире.
- А как же случай с прыгуном в высоту Данилой Лысенко? Ведь документы, которые он представил в ВАДА, были сфальсифицированы. У меня есть сведения, что помогли ему в этом два члена президиума ВФЛА.
- Пока идет расследование. Оно продлится два - три месяца. Ничего еще не доказано.
Цитата
Мария Ласицкене, чемпионка мира и Европы по прыжкам в высоту:
Мы можем сколько угодно заниматься самообманом, рассказывая о том, как наших легкоатлетов боится Запад. О миллионах пунктах «дорожной карты», которые были выполнены на бумаге. Но то, что мы сделали собственными руками с нашей легкой атлетикой за эти несколько лет, ни одна бумага не вытерпит. Надеюсь, у людей, причастных к этому позору, все-таки хватит мужества уйти. Самим.