У Кокорина и Мамаева, как выясняется, были свои «учителя». Кроме Саши и Паши, Новый год в тюрьме встретит еще один известный футболист - Владимир Тумаев
Ему продлили срок заключения до 26 января. Адвокаты бывшего спортсмена не раз били тревогу: у их подзащитного резко ухудшилось здоровье. Однако отпустить под домашний арест основателя, президента и нападающего футбольного клуба «Союз-Газпром» суд, состоявшийся в Ижевске, не согласился.
Имя Владимира Тумаева внесено в Книгу рекордов Гиннесса. Шутка ли, он завершил футбольную карьеру в 58 лет! Таких долгожителей среди «мастеров кожаного мяча» нигде в мире больше нет. Впрочем, Владимир Алексеевич и начал поздно - в 43 года. В этом возрасте профессиональные футболисты играют уже за ветеранов. Но Тумаеву было проще. В конце 80-х он создал в столице Удмуртии футбольный клуб «Союз-Газпром» (нынче «Зенит-Ижевск») и позже включил себя в состав команды. Разумеется, играл в нападении - чтобы меньше бегать. В 133 матчах, как подсчитали дотошные статистики, Тумаев забил в первой и во второй лигах… девять голов. Негусто. Зато он вошел в историю как старейший футболист России.
В 2012 году Тумаев даже был в числе кандидатов на пост президента Российского футбольного союза. Но на выборах проиграл - РФС тогда возглавил Николай Толстых.
А в феврале 2018-го Владимира Алексеевича арестовали. Его обвинили в покушении на убийство, совершенное группой лиц из корыстных побуждений. Как считают следователи, Тумаев - бывший футболист и многолетний руководитель «Спецгазавтотранса» (одна из «дочек» Газпрома») угрожал юристу Вадиму Стяжкину и причастен к его жестокому избиению. Двое неизвестных с металлическими трубами подкараулили Стяжкина у офиса. Ему всадили несколько пуль из травматического пистолета и огрели трубой по голове. Но юрист умудрился выжить. И молчать не стал - обвинил во всем Тумаева.
Мужчины поссорились из-за денег. Пять лет назад Тумаев решил заняться строительством коттеджного поселка «Чешская деревня». Бизнесмену потребовались оборотные средства. Зять Тумаева Вадим Чернов свел его со Стяжкиным. Юриста попросили стать поручителем при получении кредита в банке на сумму в 10 миллионов рублей.
- В тот момент я не видел для себя каких-то рисков, - признался Вадим Стяжкин. - Заказчиком проекта была Тамара Тумаева, жена обвиняемого. Подрядчиком - организация, где учредителем выступал зять Тумаева - Чернов. (Кстати, он же был одним из поручителей.) В качестве залога - нежилые помещения, которые принадлежали дочери Тумаева Наталье Черновой и ее мужу. Мне казалось, что тут все в одной упряжке, все хотят, чтобы поселок был построен в срок. Но потом случилось непредвиденное - Вадим Чернов (а он был первым замом Тумаева в «Спецгазавтотрансе») развелся с дочерью шефа. Начали делить имущество. И Тумаев напрягся. Он предложил мне пойти против Чернова, но я отказался. Тогда Тумаев выкупил у банка кредитные обязательства и стал требовать с меня и Чернова, как с поручителей, сумму взятого кредита. Но деньгами же попользовалась семья Тумаевых! Я-то здесь при чем?
Подожгли офис
По словам Стяжкина, он предлагал крутому бизнесмену заключить мировое соглашение. Тумаев вроде бы согласился. Но когда участники конфликта встретились в кафе, откуда ни возьмись появились сотрудники СОБРа. Они задержали опешившего от неожиданности юриста. Оказалось, что «заяву» на него настрочила жена Тумаева.
На адвоката Стяжкина давили по-разному. Подожгли здание его офиса. Разбили машину жены. Но он все равно продолжал бороться. В какой-то момент все банковские счета и имущество Стяжкина были арестованы по решению суда. Вадим Валентинович был вынужден отдать Тумаеву то, что он не брал. Но адвокат оказался не робкого десятка. Бесконечные суды продолжались четыре года. В результате часть своих денег несговорчивый Стяжкин все-таки вернул. А в мае 2017-го получил пули в живот и по голове.
- Мне говорили, что бороться с Тумаевым бесполезно. За ним стоит мощный «ресурс». У него есть адвокат Андрей Захаров. Так вот, Захаров дал своему клиенту такое определение: «альфа-самец». Тумаев считает себя хозяином жизни, а все, кто вокруг, - это овцы. Я не захотел быть овцой. Поэтому в меня и стреляли.
Летом, когда у обвиняемого возникли проблемы со здоровьем, его перевели из СИЗО под домашний арест. С Тумаева взяли подписку о невыезде. Однако в начале сентября член совета директоров «Спецгазавтотранса» вместе со своим адвокатом Антоном Барановым сел в машину и укатил из Ижевска в Москву. По словам Баранова, Владимиру Алексеевичу сделали операцию в МНТК «Микрохирургия глаза». А уже на следующий день за ним в больницу прибыли люди в погонах - Тумаев был объявлен в федеральный розыск. При виде таких гостей у пациента случился сердечный приступ.
- Мы были вовсе не обязаны предупреждать следственные органы об отъезде Владимира Алексеевича в Москву, - считает адвокат Захаров. - Вопросами, которые связаны с передвижением арестованных лиц, занимается УФСИН (Управление Федеральной службы исполнения наказаний). Мы туда сообщили. У нас и бумаги есть с отметками о получении. Постановление о розыске, на мой взгляд, было незаконно.
У Стяжкина на этот счет другое мнение:
- Не понимаю, как человек, которого обвиняют в организации заказного убийства, мог находиться под домашним арестом. Это абсурд! Тумаев был под следствием, но спокойно уехал в Москву. Якобы на лечение. Скажите мне, простому человеку такое позволят сделать? - недоумевает Вадим Валентинович.
Добавим, что следователям удалось разыскать людей, нападавших с трубой на Стяжкина. По их словам, Тумаев пообещал им 300 тысяч рублей. Надо было так разобраться со Стяжкиным, чтобы он никогда больше не докучал солидному бизнесмену. Но речь об убийстве вроде бы не шла.
Тогда зачем стреляли? Испугать на всю оставшуюся жизнь? Следствие разберется.