Всего одной фразой американский менеджер убрал с дороги русского боксера, который не оставил бы шансов ни одному из соперников
Даже знаменитый Майк Тайсон не может похвастать такой результативностью. За свою карьеру Олег Коротаев провел 196 боев, и всего 9 из них закончились его поражением. Из оставшихся - 160 закончились нокаутом. Он мог бы твердо стоять на мировом пьедестале, но подковерные интриги привели его сначала в криминал, а потом и к смерти.
Холодная война на ринге
К началу 70-х годов прошлого столетия стали традиционными боксерские состязания между американскими и советскими спортсменами. Нужно сказать, что эти поединки чаще всего заканчивались с весомым преимуществом, а часто и с разгромным результатом в пользу наших.
Первые такие встречи прошли в 1969 году, а уже через два года самолет с нашими спортсменами приземлился в аэропорту Лас-Вегаса. Олег был ошеломлен роскошью, с которой встретили советскую делегацию, о чем позже написал в своих воспоминаниях. Полуодетые красотки на трапе, номера по 500 долларов за ночь, а еще у входа в отель боксеров встречала легенда мирового бокса – лучший нокаутер мира, «Черный бомбардировщик» Джо Луис.
Тогда Коротаев получил кубок лучшего боксера встречи, вначале нокаутировав Марвина Джонсона, а потом отправив в два нокдауна и потом в нокаут спарринг-партнера Мохаммеда Али чемпиона США Уильяма Ратлиффа. Вот тогда и прозвучало предложение, ставшее для советского спортсмена даже не роковым, а убийственным.
Тренер, работавший с Мохаммедом Али, Анджело Данди, видя, что делает в ринге советский спортсмен, предложил СССР заключить контракт с Олегом на миллион долларов.
На пресс-конференции Олег сказал, что не поменяет 250 миллионов своих соотечественников на миллион долларов. Но его карьера была пресечена на корню. Тем более что Данди якобы в порыве чувств подарил Олегу кольцо с сапфирами и бриллиантами. Тогда же после пресс-конференции поклонник Олега, полицейский, вручил Олегу на память несколько патронов из своего служебного кольта. Позже они тоже сыграют свою роль…
Громогласное переманивание боксера к себе было рассчитано на то, что даже если Олег откажется, то будет, что называется «взят на карандаш». Расчет оказался верным.
Мачете от Фиделя
За год до этого случая, 14 октября 1970 года, Коротаев в составе советской сборной поехал на Кубу, чтобы принять участие в международном турнире имени Кордова Кардин. В зале присутствовал большой ценитель бокса Фидель Кастро.
В финале Коротаев нокаутировал Луиса Бальеру, надежду кубинского бокса. Фидель, в числе прочих, аплодировал стоя, а после даже подвозил спортсмена на своем личном авто до Дворца спорта и подарил настоящее мачете. Вкупе с подаренными позже патронами оно сыграет трагическую роль в судьбе Олега…
Поединок с главным тренером
Казалось бы, успехи советского бойца были неоспоримыми. Но плохие отношения с главным тренером сборной Степановым встали непреодолимой преградой на пути карьеры Олега. Степанов, сам в прошлом чемпион СССР, был ревнив к чужой славе и не терпел конкуренции. Ему должны были подчиняться беспрекословно, а Олег при всей своей мягкости характера, не умел быть подхалимом.
Историк бокса Илья Рябцев в одном из интервью приводит слова Олега о том, что Степанов требовал от спортсменов денег за включение их в состав для тех или иных престижных соревнований. Коротаев платить не хотел. Поэтому, даже утвержденный спорткомитетом, в 1970 году на чемпионате Европы в Мадриде Коротаев просто был не выпущен Степановым на ринг и провел все соревнования на скамье запасных. Вместо того чтобы на ринг вышел «Русский танк», выступил Владимир Метелев и проиграл все, что можно было проиграть.
Степанова от увольнения спасло только то, что Коротаев получил травму колена и надолго выбыл из строя. Степанов сделал все, чтобы ухудшить положение спортсмена. Говорил, что Коротаев теперь инвалид и никогда не восстановится, добился того, чтобы Олегу понизили стипендию на 100 рублей, настаивал на том, чтобы ее вообще сняли. Пока другой тренер, Джероян, боролся по кабинетам за своего спортсмена, друзья сбрасывались Олегу деньгами «для поддержки штанов».
На больной ноге Коротаев выиграл турнир в Ленинграде, в финале отправив в нокаут того самого Метелева, который проиграл в Мадриде. Тогда Степанову начали задавать неудобные вопросы.
Потом были еще несколько побед Олега в международных турнирах, и тогда уже серьезно заговорили о снятии Степанова с должности главного тренера сборной и замене его Джерояном. Но Георгий Ованесович от должности отказался, и Степанов удержался в своем кресле.
Жена вместо карьеры
Степанов отомстил Коротаеву, не взяв его в олимпийскую сборную. Воспользовался формальным поводом – Олег проиграл бой Николаю Анфимову, да еще опоздал на полчаса к отбою. Степанов изобразил злостное нарушение спортивного режима. В результате к Коротаеву применили жесткие меры, Джерояну объявили выговор, а на Олимпиаду в Мюнхен поехал Анфимов.
В этот момент Олег познакомился со своей будущей женой – она стала его верной подругой до конца дней и матерью его сына. Через неделю после знакомства с девушкой Коротаев пришел к ней с чемоданами и объявил о том, что они будут жить вместе. Татьяна рассказывала, что ни на минуту не пожалела об этом в будущем.
Ахиллесова пята
С Олимпиады в Мюнхене советские боксеры явились всего с двумя золотыми медалями. Это был полный провал. Степанова тут же отстранили от руководства сборной. Коротаев был восстановлен в звании мастера спорта международного класса, ему вернули стипендию и пересмотрели решение о дисквалификации. Но на турнире в Югославии на пути Олега встал великолепный боксер Мате Парлов. Наш спортсмен проиграл ему из-за рассечения брови, проведенного нечестным приемом.
У Олега часто бывали рассечения – особенность строения черепа: острые кромки надбровных дуг. Противники, зная об этой его «ахиллесовой пяте» использовали это в «грязном» бою.
После этого боя Олег начал разочаровываться в боксе. Тут же появились друзья, далекие от спорта. Он стал проводить время в ресторанах, ввязывался в драки. В 1975 году Олега в очередной раз дисквалифицировали после поездки в Америку, где он нарушил режим, загуляв с друзьями-эмигрантами. А потом была драка в подмосковном ресторане «Сказка», где он отправил прямым встречным в больницу на два месяца прыгнувшего на него с графином сына министра внутренних дел Щелокова. Было заведено дело, Коротаев сидел в КПЗ. После выхода он так и не смог восстановиться, и его карьера пошла на спад.
Подарки не впрок
Рассказывали, что в гостинице «Варшавская» Олег избил иностранца, отобрал у него бумажник и вышел из лифта со словами «На оркестр хватит». Кто-то написал об этом анонимку, которую прочли в высших кругах.
После этого в коммуналку Олега пришли с обыском, в ходе которого «обнаружили» некое количество анаши. Попутно конфисковали мачете Фиделя, предъявив Олегу хранение холодного оружия, а за пули от американского кольта - хранение боеприпасов. В 1977 году объявили приговор: 5 лет заключения.
После выхода из колонии Олег уже был погружен в мир криминала. В1985 году он получил еще один пятилетний срок за драку. Говорили, что в лихие девяностые Коротаев примкнул к одной из ОПГ, хоть его друзья до сих пор с недоверием относятся к подобным слухам.
Тем не менее среди друзей Олега были и криминальные авторитеты с громким именем, и «воры в законе». Эти связи привели к тому, что на Олега началась охота. Его предупреждали, что готовится покушение, но он только отмахивался.
Слежку за собой боксер обнаружил в 1992 году, тогда же уехал от преследования в Америку. Там попытался легализоваться, женившись на бывшей соотечественнице, занялся туристическим бизнесом. Собирался приехать в Москву к жене и сыну, но 12 января 1994 года был убит выстрелом в затылок на выходе из ресторана на Брайтон-Бич.
Американские полицейские просто констатировали факт смерти, предположили, что «поработала» русская мафия, и списали дело в разряд неперспективных. Тело Олега Коротаева привезли на родину и похоронили на Ваганьковском кладбище рядом с Высоцким.