Малам Лопес, сын высокопоставленного военного и племянник дипломата, попал в Россию в детстве – случайно, в общем. А остался на долгие годы уже сознательно. Почему он любит эту холодную страну и не собирается уезжать – спортсмен рассказал EG.RU
Малам Лопес присел на макивару (специальный тренажёр-подушка для отработки ударов — прим.ред.) в тренировочном зале, сняв боксерские перчатки. Скоро начнется новое занятие, а пока можно отдохнуть и подумать о том, как выстроить урок.
К Маламу стоит очередь из желающих тренироваться, но он придирчиво выбирает учеников: хочет достигать с каждым из них результата.
И это не обязательно должен быть спортивный результат. Главное, нужно научить боксера управлять спортивной злостью, сдерживать силу удара, понимать философию этого спорта. Вот, к примеру, Хабиб Нурмагомедов и Конор Макгрегор – какие разные бойцы! Конор - ударник, а Хабиб - борец. Малам прикидывает шансы спортсменов на победу и отдает предпочтение российскому боксеру.
И вспоминает, как много лет назад русский тренер по боксу не жалел для него сил и времени. Закалка осталась у бойца на всю жизнь. Возможно, именно она помогла Маламу выстоять в «лихие 90-е», справиться с нацистами и собственной злостью, найти свою профессию.
А ведь в бокс Малам попал совершенно случайно. Да и в Россию тоже – волей случая…
Трансфер из Гвинеи-Бисау в Иваново
Родина Малама – республика Гвинея-Бисау. С 1973 года власти бывшей португальской колонии, входящей в печальный ТОП-5 беднейших стран мира, осторожно заняли «просоветскую» сторону в холодном конфликте двух мировых держав.
С этого момента в советские города потянулись студенты – учиться, специалисты – работать, дипломаты – обеспечивать связь между государствами.
С родины старались уезжать семьями – все же обстановка в стране была напряженной. То война с Португалией, то партизанская борьба, то зашкаливающая преступность – не давали людям жить мирно.
Семья Малама была высокопоставленной. Отец – видный военный, дядя – посол Гвинеи-Бисау в СССР. Поэтому выехать удалось почти всем. Правда, в разные страны. Сестры Малама отправились на Кубу, а он – в заснеженное Иваново, а потом в Москву.
Малам пошел в обычную советскую школу, а свободное время проводил во дворе, играя в футбол. Собственно, именно дворовые ребята и научили его русскому языку – сейчас он великолепно говорит по-русски.
О бокс, ты мир!
В один прекрасный для Малама день друзья затеяли пойти в местный боксерский зал. В это время умами всех подростков завладел беспощадный Рокки - Сильвестр Сталлоне. Фильм о боксере ходили смотреть «по видаку» не раз, не два и не десять. Как после этого не поглазеть на то, как тренируются настоящие бойцы? И пошли. Тренер осмотрел гостей и сразу выделил Малама – видимо, глаз имел наметанный.
– Подойди к «груше», попробуй.
Мальчишка подошел, еще не зная, что бокс станет его профессией и жизнью.
Жизнь началась обычная: тренировки, тренировки, разговоры о боксе. Спортивная карьера заладилась, прав оказался первый тренер. Через несколько лет Малам Лопес стал кандидатом в мастера спорта, чемпионом первенства Москвы и призером Открытого кубка Москвы по боксу.
«Россию я люблю абсолютно за всё. Даже если сейчас мне с семьёй придётся куда-либо уехать, то вспоминать я буду о доброте. О методах воспитания молодёжи, об уважении к старшим, о помощи слабым. Самое главное — это человеческий подход ко всему».
Проверка на 90-е
После развала Союза настали непростые времена для всех. Некогда могучая империя разрушалась, и уже не было сил помогать далекой крохотной стране – со своими проблемами бы справиться… Сотни африканских специалистов, приехавших жить и работать в СССР, были вынуждены уехать. Но Малам остался.
А зачем уезжать? Ведь вся жизнь – здесь. На ринге, среди наставников, друзей, на московских улицах. Как жить на родине Малам уже слабо себе представлял.
А тут – все знакомо и привычно. Даже «нацисты» доморощенные. Где их нет?
Хотя, сказать, что легко в то время жилось молодому африканцу – соврать. Были и стычки на улицах с «наци», были и времена, когда денег не хватало и приходилось подрабатывать везде, где платили деньги. Но тогда вся страна так жила. Кому жаловаться?
«Иногда я, конечно, попадал в сложные ситуации. Особенно в 90-е и особенно, когда среди молодёжи пошла мода на нацизм. Тогда случались даже моменты, когда хотелось опустить руки, плюнуть на всё и уехать из России. Но я этого не сделал».
Неоднократно Малам попадал в ситуации, когда к нему «цеплялись» из-за цвета кожи, из-за спокойной и доброжелательной манеры общения. Хулиганам и в голову не могло прийти, что этот парень может с легкостью … просто «порвать» обидчиков.
Но бокс научил Малама главному: агрессия ничего не решает. А если у тебя начало что-то получаться на ринге, то твои кулаки превратились в самое настоящее оружие, и теперь нужно несколько раз подумать, перед тем, как пускать их в ход.
Малам очень проникся философией этого вида спорта, который многие считают «жестоким и тупым». В боксе существуют сотни тактик, а некоторые специалисты даже сравнивают бокс с шахматами. Злобе, которая появляется у каждого начинающего боксёра во время первых тренировок, нет места ни на ринге, ни в повседневной жизни. Она разрушает.
«Мы идём сейчас с вами по улице и вы меня случайно «бортанули». Я это пойму. Обычные люди в таких ситуациях взрываются. Особенно если ещё негатив накопился на работе. У спортсмена это контролируемая злость».
Отныне мои знания — твои знания
Жизнь имеет собственное чувство юмора, это всем известно. Долгие годы дядя-посол хоть немного, но помогал племяннику. Можно было и уехать из России, хоть вот на Кубу – там сестры, океан, тепло… Но Малам упорно отказывался от предложений. А тут дядя сам уехал: закончилась долгая дипломатическая карьера. Кроме того в это же время случилась большая потеря — ушёл из жизни любимый отец... Что делать? Уезжать все же? Нет.
Друзья предложили Маламу устроиться на работу в фитнес-клуб - тренером. К этому моменту молодой боксер понял главное для себя: он не хочет расставаться ни с Россией, ни с боксом. И еще. Он хочет учить боксу других – воспитывать в молодых людях то, что дает бокс. Внутреннюю дисциплину, уважение к другим людям и терпение.
«Когда я уже боксировал, у меня была боязнь травмировать людей. Если ты профессиональный спортсмен и собираешься ударить человека, то, скорее всего, больше пострадаешь ты сам. Перед тем, как дать обидчику отпор, приходится 100 раз подумать. Это очень мучает. Хотя было в моей жизни несколько случаев, когда «влёгкую» можно было разорвать зачинщика конфликта».
Олимпийские игры для родины
Малам говорит, что любит одинаково обе страны – и родину, и Россию. И старается для своей Гвинеи-Бисау сделать все, что может.
Ведь за прошедшие десятилетия в Гвинеи-Бисау к лучшему не изменилось ничего. Страна остается одной из самых бедных в мире, основа бюджета - наркотрафик (до 50% всего наркотрафика в Европу) и третье - здесь нет стабильного электроснабжения даже в столице. Добавим к этому недавно завершившуюся кровопролитную гражданскую войну и сразу четыре военных переворота за последние десять лет. Еще здесь кошмарная эпидемиологическая обстановка и до сих пор не побеждена Эбола. Но ведь здесь живут люди, родные люди. Есть дети. И им нужно помочь.
Неожиданно выяснилось, что один боксер, поставивший себе цель, может совсем немало. А цель Малам выбрал нешуточную — сделать так, чтобы сборная Гвинеи-Биссау по боксу могла выступать на Олимпийских играх. С боксом, к сожалению, не получилось, но зато вышло с...тхэквондо!
Для того, чтобы сборную Гвинеи-Биссау допустили на Игры, Малам целый год вёл переписку с руководителями различных госструктур своей родной страны и всё-таки добился своего. Отныне ребята, увлекающиеся восточными единоборствами и показывающие хорошие результаты, смогут ездить по миру и выступать на Олимпиаде.
Почему Костя Цзю круче Майка Тайсона
Это удивительно, но любимым боксёром Малама Лопеса в своё время стал не Мохаммед Али или Майк Тайсон, а Костя Цзю. Однажды Малам даже поспорил со своим другом перед боем Кости Цзю с американцем Забом Джуда и поставил на победу своего кумира (хотя все специалисты считали, что у Кости нет шансов).
«На конкретный раунд я не ставил, но сказал, что Заба (да простит он меня за это) подведут его «понты». Так и получилось. Мне всегда нравилась манера Кости Цзю, мне нравился тотальный бокс. Не игровой, как у многих, а именно «кость в кость».
А вот профессиональный прогноз на предстоящий поединок между Хабибом Нурмагомедовым и Конором МакГрегором экс-боксер дает неожиданный. Малам уверен, что исход боя зависит в большей мере от везения, так как Конор ударник, а Хабиб — борец. Разные стили, разные тактики.
«Я всё же считаю, что у Хабиба в общем больше шансов на победу, если МакГрегор не попадёт в первых раундах, пока он свеженький. Что же касается прошедшей встречи между соперниками вне ринга — это к спорту не имеет никакого отношения. Это шоу, в Америке это давно. Российский зритель к этому пока не привык».