Как Козловский врет о футболе в «Тренере»
Спортивные драмы нынче в моде - «Легенда №17» и «Движение вверх» шли в кинотеатрах с огромным успехом. Вот и одна из главных звезд российского кино Данила Козловский решил дебютировать в качестве режиссера в этом патриотичном жанре. Вот только если фильмам про Харламова и нашу баскетбольную сборную веришь, хотя бы потому, что знаешь — в основе сюжета лежат реальные матчи, то «Тренер» - совсем уж нереальная сказка, в которую может поверить лишь тот, кто ничего не смыслит в футболе.
Что не так с сюжетом
34-летний капитан сборной России Юрий Столешников (Данила Козловский) в важнейшем матче отборочного турнира против румынов вызывается пробить решающий пенальти и… не забивает. От отчаяния он совершает грубый фол, получает красную карточку, толкает судью, а когда покидает поле, то еще и избивает выбежавшего к нему фаната. Любимец болельщиков получает дисквалификацию и становится в футболе персоной нон грата. Дать ему шанс рискнет только президент скромного новороссийского клуба «Метеор» Лара (Ирина Горбачева). Теперь Столешникову предстоит сколотить дрим тим из футболистов, которые ненавидят его и ничего не хотят.
Козловский очень старался, чтобы зритель узнал в картине настоящий российский футбол — реальные стадионы «Спартака» и «Краснодара», знакомые голоса комментаторов Нобеля Арустамяна, Кирилла Дементьева и других, знакомые лица реальных футболистов — Дмитрия Сычева, Алана Гатагова, реальные команды, логотипы и прочая атрибутика.
Проблемы, поставленные в начале фильма, тоже вполне узнаваемы — зажравшиеся игроки с отсутствием мотивации, купленные судьи, договорняки, отбитые фанаты, проблемы финансирования команд из захолустья, которые не нужны ни городу, ни спонсорам. Вот только у Козловского хватило сил на то, чтобы обозначить проблемы, но не хватило на то, чтобы найти достаточно мотивированные сюжетные ходы для их решения. В итоге что футболисты, что фанаты «Метеора» быстро и неожиданно сменяют гнев на милость и уже души не чают в тренере, которого пару игр назад ненавидели всем сердцем. Но это еще цветочки по сравнению с тем, что ждет нас дальше…
Выхода в полуфинал никому не нужного Кубка России становится достаточно для того, чтобы Столешникову предложили возглавить родной «Спартак». Возможно ли такое в реальности? Вряд ли. Но еще более невероятно, что в «Метеоре» за это тренера объявляют чуть ли не предателем и пристыженный Столешников отказывается от предложения мечты ради дальнейшей работы с клубом, для которого за счастье не вылететь из ФНЛ (второй российской лиги).
Трудно представить себе, насколько убогим был бы футбол, если бы тренеры и игроки всю жизнь проводили бы в том клубе, в котором начинали. В реальном мире повышение игроков и тренеров в классе и переход в более сильную команду — нормальный процесс, на который никто (за редким исключением) не обижается. Наоборот, без здоровых амбиций и стремления играть на более высоком уровне невозможен спортивный рост. Но драматическая составляющая в «Тренере» важнее здравого смысла.
Градус абсурдности и нереалистичности повышается по ходу всего фильма и достигает апогея в финальном матче Кубка России, где «Метеор» встречается со «Спартаком». Козловский создает атмосферу чуть ли не финала чемпионата мира. Но те, кто знакомы с футболом, понимают, что Кубок России — турнир, который не интересен практически никому. Отлично говорит об этом тот факт, что в реальном финале Кубка России 2018 сыграют сразу два «Метеора». «Тосно» и курский «Авангард» (кстати, по сюжету клуб Столешникова обыгрывает в 1\32 финала именно «Авангард») разыграют между собой трофей, от которого все серьезные клубы самовольно отказались, привозя на игры вторые, а то и третьи составы.
Что не так со съемкой
«Так футбол в мире не снимал никто», - говорил Козловский в преддверии выхода фильма. И действительно, в фильме вы увидите футбол таким, каким вы его не видели. Скорее даже таким, каким его видят сами футболисты — вблизи, хаотичным, с быстро сменяющимися кадрами, с обилием крупных планов ног, локтей и других частей тела.
Понятно, что таким образом Козловский хотел добавить динамики игровым сценам. Вот только тем, кто любит футбол и разбирается в нем, такая съемка и монтаж вряд ли придутся по вкусу. В череде быстро сменяющихся хаотичных кадров невозможно уловить суть происходящего. Теряется красота как командных комбинаций, так и индивидуальных действий футболистов. Единственная сцена, в которой применен режим «слоу мо» и показано индивидуальное мастерство футболиста — это решающая сцена последнего матча. Однако и в нее не веришь, ведь Козловский перебарщивает с возможностями игрока — такое бы даже Криштиану Роналду не исполнил.
Подводя итог, «Тренер» - добротная, хоть и довольно шаблонная драма, которую вполне можно считать удачным дебютом актера на режиссерском поприще. Но то ли Козловский недостаточно хорошо погружен в тему, то ли настолько закопался в клише, что к реальности фильм имеет весьма опосредованное отношение.