Зина слыла красавицей и, что гораздо важнее, умницей. В конце 60-х никто бы не поверил, что олимпийская чемпионка и жена олимпийского чемпиона Михаила Воронина, счастливая мама – умрет в безвестности, прожив чуть более 53 лет.
Звездный билет
Родилась Зина 10 декабря 1947 года в далекой Йошкар-Оле. Как и многие послевоенные детишки была маленькой и худенькой, да и семья, говорят, была неблагополучная – мама выпивала. В спортивную гимнастику девочку позвала Антонина Левшевич. Тогда тренеры ходили по школам и высматривали перспективных детей, а гимнастика не была видом спорта, где в 20 лет ты уже перестарок.
Спорт оказался для Зиночки билетом в совершенно иную жизнь, к ней быстро пришли успехи и победы. Однажды маленькая Зина решила, что уже все на свете выиграла, и чуть не бросила гимнастику. Левшевич убедила ее вернуться. А когда девушка училась в девятом классе, ее отметили на всесоюзных соревнованиях и пригласили тренироваться в московском «Динамо» у Владимира Шелковникова.
Рассказывают, что в столицу Дружинина приехала в тонком пальтишке и стоптанных материнских туфлях, больше надеть было нечего. Но для девушки все это было неважно. Тем более, она быстро попала в состав национальной сборной, где были очень хорошие условия. Тот период был триумфальным для советской женской гимнастики. Наши девушки победили в командном первенстве на Играх 1964 года и готовились, несмотря на смену поколений, повторить успех в Мехико в 1968 году.
Миг счастья
Уже тогда тренеры замечали, что Зиночка Дружинина и более юная Тамара Лазакович иногда «расслаблялись» с помощью спиртного, но считали: это пройдет. Зина была очень многообещающей спортсменкой: в 18 лет она впервые поехала на чемпионат мира, где выиграла вместе с командой серебро и личную бронзу в вольных упражнениях.
Кстати: Тело 38-летней Тамары Лазакович обнаружили на железнодорожном вокзале в Минске осенью 1992 года. Поначалу погибшая бродяжка никого не заинтересовала, но у нее на шее обнаружили золотой медальон с надписью «Мюнхен-1972 (место и год проведения Олимпийских игр – прим. ред.)». Только по этой вещице впоследствии было установлено, что погибшая – олимпийская чемпионка по гимнастике.
Все говорили, что, если бы соревнования судили мужчины, Дружинина была бы абсолютной чемпионкой: настолько она была хороша и лицом, и фигурой. Отмечали и ее вкус в одежде, и умение поддержать разговор на самые разные темы.
У нее было много поклонников, но руку и сердце она отдала Михаилу Воронину, выдающему советскому гимнасту, который в Мехико завоевал две золотые медали. Зина тоже выступила на Играх-1968 очень успешно. Она стала второй в абсолютном первенстве, уступив только чешке Чаславской, выиграла две бронзы в отдельных видах, а в командных соревнованиях равных советским девушкам вообще не было.
Михаил очень красиво ухаживал за невестой, посвящал ей стихи. Гимнастическо-чемпионская семья Ворониных считалась красивейшей парой советского спорта, у молодых людей были слава, достаток, квартира, в общем, живи и радуйся. Скоро родился сын Димка. И Зина, теперь уже Воронина, была одной из немногих, кто после родов сумел вернуться и выиграть чемпионат мира 1970 года в Любляне.
Долой с витрины
Увы, это оказалось лебединой песней: гимнастика менялась, на первые роли выходили «честолюбивые дублеры», а пахать в зале, видимо, Зине не хотелось. Или не удавалось. Не заладилось и на тренерском поприще.
Уже в то, казалось бы, счастливое время, люди, гостившие в доме Ворониных, замечали: с хозяйкой творится «что-то не то». А потом это «не то» стало обрастать и вовсе ужасающими последствиями: Зина, например, могла забыть зайти за сыном в детский садик. Когда звездная семья распалась, совсем маленький Дима остался жить с отцом, что для советских времен было беспрецедентно. Говорят, что с тех пор Воронина не общалась ни с сыном, ни с мужем.
Когда Москва получила право проведения летней Олимпиады, многие бывшие спортсмены пережили вторую волну славы. Впервые Игры были доверены социалистической стране, чему радовались далеко не все, а еще в 1979 году советское руководство ввело в качестве «помощи» войска в Афганистан. Знаменитые спортсмены СССР тогда выступали в различных СМИ, на радио и телевидении, поневоле украшая «витрину» социализма.
В то же время всех, кто этой витрине не соответствовал, было решено убрать из Москвы. За так называемый 101-й километр переселяли диссидентов, проституток, судимых… В их числе оказалась и Зинаида Воронина.
О последних годах ее жизни известно не очень много. Говорили, что она отбывала небольшой срок за кражу, а потом устроилась работать на Балашихинский литейно-механический завод на вредное производство. Жила очень скромно, снимала угол.
О том, что на заводе трудится олимпийская чемпионка, почти никто не знал. Справлялась она неплохо, а то, что выпивала – разве работяг этим удивишь?
Похоронили ее в родной Йошкар-Оле, где потом в честь землячки назвали спортивную школу. Рассказывали, что бывший муж так и не приехал с ней попрощаться, а вот сын был.
Дмитрий Воронин тоже пошел по стопам родителей, занимался гимнастикой, а потом стал тренером и помогал отцу спасти гимнастический клуб «Динамо», на который со всех сторон наступала «рыночная экономика». Борьба эта стоила Михаилу Воронину здоровья. Легендарный гимнаст пережил свою первую жену всего на три года, скончавшись в 2004-м от рака.