Делала костюмы для Валиевой, Трусовой и Загитовой: дизайнер раскрыла секреты нарядов фигуристок
- Звонили в Китай поддержать своих? - спросила я дизайнера при встрече.
- Нет, что вы, я стараюсь не лезть, когда у кого-то тяжело на душе. Этери Георгиевне и без того забот хватало. Но, конечно, тут мы все не спали, переживали. Камила, Аня, Саша - они же еще дети. А на них такое свалилось. Не верю я, что Камила что-то такое могла принять. В фигурном катании допинг никак не поможет стать чемпионом…
С Ольгой Рябенко мы разговаривали в ее мастерской четыре года назад, после Олимпиады в Корее. Первым делом обсудили тогда платье Алины Загитовой для программы под музыку из балета «Дон Кихот» - это Олина работа. Рябенко смеется: после триумфа Алины всем резко захотелось балетную пачку. Девчонок не пугало даже, что прыгать в ней неудобно - создается ощущение, будто летишь с парашютом.
Победное шествие наряды от Рябенко начали в 2014-м: красное пальто Юлии Липницкой до сих пор помнят во всем мире. Костюм к программе «Список Шиндлера» Ольга сшила за две недели до старта. Дизайнер использовала сетку двух цветов - более яркая шла нижним слоем, потемнее - сверху. Получался эффект свечения. Ольга тогда впервые применила аэрограф, которым прямо на ткани создала цветовые переходы.
На минувшей Олимпиаде в костюмах от Ольги Рябенко выступали Анна Щербакова, Александра Трусова, Камила Валиева, Евгения Тарасова с Владимиром Морозовым, Диана Дэвис и Глеб Смолкин, Морис Квителашвили, а также спортсмены из Белоруссии, Германии и Болгарии. О каждой работе мастер говорит, словно о чем-то дорогом и близком. Платье для короткой программы Ани, например, трансформировалось несколько раз - зато какое великолепие в итоге! Претерпел изменения и комбинезон Камилы для «Болеро».
- Мы сразу собирались обновить его к Олимпиаде, - объясняет Ольга. - Просто когда что-то меняешь в костюме, программа воспринимается по-другому. Да и Камила сильно выросла. Была задумка сделать на комбинезоне полосы, как у змеи. Но оставили только красные перчатки.
Ольга давно сотрудничает со штабом Этери Тутберидзе. Кропотливая работа над образом говорит об очень высоких требованиях к деталям, которые предъявляют в этой спортшколе.
- Мы и маленьким-то шьем по высшему разряду. В последнее время фигурное катание не просто шагнуло - прыгнуло далеко вперед. Во многом благодаря системному подходу, - рассуждает Ольга. - Я работала с иностранцами, чьи дети тренировались в России. Так вот: за границей ребенок откатал свои часы на льду, и все. Дополнительная подготовка - забота родителей. А у нас в комплексе идут ОФП, хореография, музыка. Танцы ставим и костюмы придумываем. Поэтому такие результаты.
Станцевала море
Знатоки вычисляют работы Рябенко с полувзгляда: крой, цвет, стильный декор. Ольга - законодательницей мод в фигурном катании. Спросила, что сейчас актуально.
- Мы сознательно ушли в длину, - поделилась Ольга. - Раньше считалось, что юбка до колен мешает. Но мы проверили: нет. Зато смотрится более празднично. В прошлом году чуть-чуть удлинили платье Камилы Валиевой в программе «Шторм» и поразились эффекту. Она создавала пену на льду. Танцевала море.
Придумывать новое вполне в духе Рябенко. В текущем сезоне для платья Майи Хромых Ольга использовала элементы макраме - элегантное плетение на спине идеально вписалось в образ. Правда, с юбкой пришлось повозиться. Бахрома выглядела стильно, но Майя жаловалась: на прыжках ее заносит. Поставили сетку. Она легче, а для девочек с их космическими прыжками это важно.
- Платье стало более женственным, мягким и текучим, как сама Майя, - отмечает Ольга.
На костюмах Рябенко, как правило, много стразов. В прошлом году возникли проблемы с поставками от Сваровски, и дизайнер искала фирмы, где украшения еще остались. На следующий сезон топовые спортсмены камешками обеспечены. А дальше загадывать сложно. В костюмах для рок-н-ролла дизайнер использует китайские, но они, к сожалению, тяжелее, чем Сваровски. Ну хотя бы с тканями все нормально. В основном продукция шла из Турции и Китая, обещают, что поставки не прекратятся.
- Могут возникнуть проблемы с аэрографами, - сетует Ольга. - Сейчас используем немецкие, швейцарские, французские красители. Что будет дальше, не знаем.
Ни пуха ни пера
Проблем хватало и в минувшем сезоне. Например, из-за коронавирусных ограничений многие спортсмены не могли часто приезжать на примерки. Костюмы для Дианы Дэвис и Глеба Смолкина шили по… интуиции.
- Немного переделали костюм прошлого сезона, - делится мастер. - Юбка из перьев роскошная, каждый пучок с перышками прошит и намертво посажен на клей. Но на всех прокатах я не дышала: боялась, что перышко обломится и упадет. В итоге решили заменить перья на резаную сетку. Смокинг Глеба тоже нелегко дался. Но в итоге пара выглядела шикарно.
Когда хочется нового, мастер идет на риск. Самый необычный костюм мы увидели в показательной программе олимпийской чемпионки Ани Щербаковой: за ее спиной вырастали крылья, в какой-то момент вспыхивавшие нежным светом.
- Было интересно, когда наша Анечка вышла на лед, а там выступали китайские спортсменки в сияющих платьях. И Аня ехала между ними, как светлячок, - улыбается Оля. - Даниил Маркович Глейхенгауз давно хотел поэкспериментировать. Мы пытались сконструировать огоньки на руке. А потом возникла эта идея. Мастера сделали по нашим размерам светодиодные лампы с кнопкой, на которую Аня незаметно нажимает. В складках платья спрятаны аккумуляторные батарейки - достаточно большие и тяжелые. Кстати, они были зеленые, пришлось вручную перекрашивать. А платье- из нетканого изолона, специального материала для утепления полов, очень тонкого. Чтобы прострочить его на машинке, пришлось повозиться. Но оно того стоило.
Костюм Щербаковой можно было бы назвать самым высокотехнологичным, если бы не забойные шортики Саши Трусовой для показательной программы, в которых она предстает в образе Чудо-женщины - принцессы амазонок. На первый взгляд ничего особенного - просто Саша чудо как хороша в них. А оказывается, они с подвохом.
- Чтобы шорты хорошо сидели, мы придумали сложную систему застежек. Так получилось, что фигуристы уже уехали на соревнования, и я следом отправляла Саше методичку, как застегнуть и расстегнуть эту конструкцию. Застежка там на спине. И еще несколько поясов, которые должны правильно лежать, чтобы ничего не сборило. Нижняя часть костюма пристегивается к верху. Ткань тонкая, склеенная, при этом стрейчевая, чтобы было удобно двигаться. Создает эффект плотных кожаных шорт.
Судят по трусам
- Основа любого платья для фигуристки - купальник. К нему пришивается юбка, часто с сеткой. Места швов прячут декором, складками, переходами цвета.
- По нижней части купальника сразу видно, что ребенок вырос: как только она слишком натягивается или врезается в попу, пора менять. Весь костюм не трогают, отрезают трусы и перешивают их. У детей и подростков случается по три замены за сезон.
- Как правило, на выступления фигуристки не надевают под платье нижнее белье - оно вшито в купальник. Хотя продаются специальные трусы - прозрачные или телесного цвета.
Работа мечты
В этот раз мы разговаривали с Ольгой Ивановной в просторной мастерской, которую ей удалось наконец открыть. Появились помощники. Общими усилиями создаются не только наряды для выступлений, но и тренировочные костюмы, о чем Рябенко давно мечтала. Каждую вещь отшивают в единственном экземпляре.
Цены? Считается, что у Рябенко они заоблачные. А вот и нет. К примеру, платье для выступлений стоит 65 тыс. руб. Элегантное, красиво оформленное стразами - все, как надо. В других мастерских ценник доходит до 100 тыс. Костюмы для тренировок от звездного кутюрье - от 5 тыс. руб. Те, кто в теме, понимают, что это вполне бюджетно. Кстати, Ольга приглашает на работу всех желающих создавать эту красоту. Даже опыта не нужно. Было бы желание - всему научат.
От дурного глаза
Ольга Рябенко никому не показывает полуготовый вариант. Знает: отправишь фото заказчику - платье не сядет. Еще правило: дизайнер получает аванс, но остальную часть денег не берет, пока человек не наденет платье. Ольга уверена: дурной глаз существует. В раздевалках, бывает, примеряют на кого-то вещь, и мамочки хором: ах, какой цвет хороший. Все, не идет работа. Мастер предпочитает шить из ткани, которой никто не видел и не щупал.
Костюм бельгийской фигуристки Луны Хендрикс стал одним из самых обсуждаемых в этом сезоне. Трусы телесного цвета настолько сливались с телом, что некоторые болельщики думали - забыла надеть! Вот и Ольга против такого варианта:
- Телесный цвет на льду просто не перевариваю и не люблю. Его как будто нет.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов