Секс-тайны Бориса Спасского
Его младшая сестра - 76-летняя Ираида Спасская - четырехкратная чемпионка СССР по русским шашкам и вице-чемпионка мира по стоклеточным шашкам - раскрыла «Экспресс газете» их семейные тайны.
О себе
- В нашей семье все любили шахматы: и старший брат Георгий, который недавно ушел из жизни, и Боречка, и я, - говорит Ираида Спасская. - Но в результате мне намного ближе оказались шашки. И в 21 год я стала чемпионкой СССР.
Боря был удивлен моему выбору. Хотя прекрасно знал, что и наша мама шашки любила больше, вот и научила меня играть. А профессионально стал тренировать меня теперь уже бывший муж Евгений Лысенко. Мы давно в разводе. Детей, к сожалению, так и не завели…
Боря на восемь лет меня старше. Практически он стал для меня папой, воспитал. Был моей нянькой в эвакуации, где я родилась Я всегда гордилась им и ориентировалась на него.
О родителях
- Наш папа ушел из семьи, когда мама ждала меня. Причем увела папу наша соседка. Гремела Великая Отечественная, мужчин в тылу осталось мало, на всех женщин их не хватало. И после того как соседка потеряла жениха, ей так захотелось мужа и детей, что она соблазнила папу и уговорила на ней жениться. После этого даже ее семья перестала с ней общаться.
Папу, увы, судьба не пощадила. Он погиб при странных обстоятельствах, спустя несколько месяцев после того как Боря поехал жить в Париже (в 1976 году шахматист не вернулся в СССР с очередного турнира на Западе. - Я. Г.). Отец тогда отдыхал в пансионате, там его и убили. Многие считали, что это случилось из-за отъезда Бори. Дескать, папа дал ему на это добро.
А мама наша прожила до 90 лет. Но женского счастья после ухода папы так и не испытала. Слегла в начале 1990-х, когда Боря играл с Фишером в Исландии. Так сильно за сына переживала! А скончалась на моих руках. Боря до этого часто мне звонил, поддерживал, а когда мамы не стало, грустно сказал: «Ираида, радуйся, она отмучилась».
О первых трех женах шахматиста
- В молодости Боря все время просил меня познакомить его с кем-то из моих подруг. Но у него и самого хорошо получалось заводить отношения. Наша мама всех трех его жен приняла, это же его выбор. А я практически со всеми супругами брата нахожусь, скажем так, в дипломатических отношениях.
Первая - Надя Латынцева - почему-то начала жизнь с Борей с вранья. Наплела нам, что она из детского дома. Может, хотела так расположить к себе нашу маму, которая и в самом деле детдомовская. Но обман быстро вскрылся, и они развелись. Осталась дочь Таня. Ей уже за 60. У самой дочка, внуки.
Когда Боря женился во второй раз на Ларисе Соловьевой, я почему-то думала, что они всю оставшуюся жизнь вместе проживут. Родился замечательный сын Василий (Соловьев-Спасский. - Я.Г.), известный музыкальный журналист и критик. Он подарил отцу красавицу внучку Машу.
Спустя несколько лет после развода с Ларой в жизнь Бори вошла Марина Щербачева, его третья жена. Француженка русского происхождения, внучка белогвардейского генерала Дмитрия Щербачева. С ней Боря познакомился, когда та работала во французском посольстве, и именно она организовала его выезд на ПМЖ во Францию. Я с Мариной знакома почти полвека, и ни одного плохого слова о ней сказать не могу. Она родила брату сына Бориса (полное имя Борис-Александр-Жорж. - Я.Г.). Сейчас ему 41 год. Он бизнесмен. У него жена-француженка, которая немного говорит по-русски, и трое ребят. В свое время для учебы Боря-младший выбрал Санкт-Петербург. Жил в квартире отца, которую тот потом продал. Когда у брата случился инсульт, жена Марина заботливо за ним ухаживала. Во Франции отличная медицина, вот брат и поднялся с коляски.
О последней любви
- Боря спокойно жил в Франции с Мариной до тех пор, пока в его судьбу не вмешалась Валентина Кузнецова. Она журналистка, работала редактором в журнале мод. Однажды познакомились с Борей, и стала ему по делам в России как агент помогать. Он тогда часто на Родину приезжал.
За несколько дней до «похищения» брата, так мы с Мариной его внезапный отъезд в Москву называем, я гостила у них. Все было отлично. А помощниками по дому у них были русские люди. Как раз они и «помогли» за деньги увезти Борю в Россию. Разве во Франции его насильно, как в тюрьме, держали?! Брат после инсульта не был самостоятельным человеком, Далее в России он в Госпитале Бурденко лежал. Друг Жорес Алферов его поддержал. И уже потом Боря развелся с Мариной.
Брату ради Кузнецовой пришлось поменять удивительный уход, французскую медицину и дом с садом на наши реалии. А потом Валентина принялась обвинять Марину, что она плохо за мужем ухаживала. Все 40 лет плохо?! Некрасивая история. Я по натуре преданный человек и не отказываюсь от дружбы с Мариной, встала на ее сторону, а с Борей отношения с тех пор стали сложными. Ну, дай бог, чтобы Борю все устраивало и Валентина хорошо за ним смотрела. Он с тех пор в ее скромной московской квартире на Рязанском проспекте поселился и полностью в ее руках. Последние 20 лет брат спонсировал выпуск журнала о шахматах и писал туда статьи, а сейчас нет такой возможности.
С последней женой у Бориса особых [интимных] отношений нет. Брату все-таки 84. Раньше, когда она просто работала с Борей, было одно, а сейчас - совсем другое. Я не смогла принять ее.
Боря - небедный человек, деньги на его счетах - вещь весьма относительная. Копаться в этом не хочу. Главное, что брат - самый дорогой мой на свете человек, я молюсь за его здоровье.