Прославленная фигуристка выигрывала все старты с другим партнером, а бывший плелся за ней и вскоре закончил с карьерой
В семь лет Алексей Уланов пришел на Стадион юных пионеров. В 19 лет его взял к себе в ЦСКА Станислав Жук, чтобы поставить в пару с юной Ириной Родниной.
16-летняя фигуристка считалась очень перспективной, на голову ниже своего партнера. И Жуку пришлось приложить немалые усилия, чтобы пара скаталась, стала синхронной и смогла выполнять сложные элементы. Дабы катать программу в едином ритме, Алексей и Ирина тренировали ее не под музыку, а слушая мерное стучание метронома.
Благодаря Станиславу Алексеевичу пара каталась на высокой скорости, выполняя сложнейшие по тем временам элементы и показывая оригинальные дорожки шагов. В свой третий совместный сезон пара обыграла непобедимых Белоусову – Протопова, которые четыре года не подпускали никого к первой ступеньке пьедестала на всех соревнованиях, включая Олимпийские игры. В сезоне 1968-1969 Роднина – Уланов стали чемпионами Европы и мира. И выигрывали эти титулы следующие три сезона, в конце концов добавив к ним звание олимпийских чемпионов на Играх 1972 года в Саппоро.
Скатанность и синхронность пары только на соревнованиях была идеальной. Между фигуристами и их тренером кипели страсти. Уланову не нравилось, что Жук делает ставку на техничность и сложность катания. Спортсмен считал – важнее артистизм и красота линий.
Уже после первого выигранного ими чемпионата мира Алексей задумался о смене партнерши. Фигурист обратил внимание на пару, которая поднимаясь за ними на вторую ступень пьедестала. Точнее, на партнершу – Людмилу Смирнову, катавшуюся с Андреем Сурайкиным у Игоря Москвина в Ленинграде.
Уланов даже написал ей письмо, предложив кататься вместе. Но послание первым увидел Сурайкин и заставил (как считает Алексей) Людмилу написать отказ. Пары продолжили тренировки в прежнем составе. Уговор был таков: Роднина и Уланов катаются до Олимпиады-1972, а потом он волен искать себе вторую половину.
Отношения Ирины и Алексея еще больше накалились. Да и с тренером Уланов препирался чаще прежнего. Что, впрочем, не помешало паре выигрывать «золото».
Тем временем Уланов подготовил почву: договорился со Смирновой кататься вместе – он уже видел в ней партнершу не только на льду, он влюбился.
В олимпийский год чемпионы Саппоро Роднина – Уланов и серебряные призеры Смирнова – Сурайкин поехали на мировое первенство в Калгари, чтобы последний раз соревноваться в таком составе. На тренировке Уланов уронил Ирину с поддержки, она упала на лед, ударившись головой. Ее отвезли в госпиталь, где медики констатировали сотрясение мозга и обнаружили внутричерепную гематому. Однако фигуристка отказалась сниматься с соревнований.
Короткую программу они показали идеально, получив несколько оценок 6,0, а произвольную Ирина докатала, едва не потеряв сознание. Этот чемпионат они тоже выиграли, но какой ценой!
- Тренер его видеть не мог. А я тихо с ним «докатывалась». Жук где-то высказал мнение, что травма, которая со мной произошла в Калгари, была не случайна. Будто бы Уланов специально меня на лед бросил, чтобы дать своей жене возможность выиграть чемпионат мира, — вспоминает Ирина Роднина в своих мемуарах. Однако уточняет, что не верит в подлость бывшего партнера.
Сезон 1971-1972 стал последним для пары Роднина – Уланов. В следующем он катался уже с Людмилой Смирновой, вскоре они поженились. В течение двух сезонов Смирнова – Уланов поднимались на пьедесталы чемпионатов Европы и мира, однако обыграть новую пару Роднина - Зайцев так и не смогли. Они закончили карьеру и стали кататься в ленинградском балете на льду.
А Роднина с Зайцевым еще шесть раз выигрывали чемпионаты мира и стали двукратными олимпийскими чемпионами.