Любовные треугольники на олимпийском льду Лиллехаммера: Жулин закрутил роман с соперницей

Красавица Майя Усова в раздевалке рыдала, и даже Жулин не мог ее успокоить. Фото: © «ИТАР-ТАСС»

Легендарный фигурист Кристофер Дин разрывался между француженкой, англичанкой и американкой

В фигурном катания из-за коронавируса наступила длительная пауза. Чемпионат Европы и финал «Гран-при» отменили. Чемпионат мира - под вопросом. Поэтому, уважаемый читатель, мы решили рассказать об одном из самых интригующих событий зимних Олимпийских игр-1994 в Лиллехаммере - турнире фигуристов в танцах на льду. Билеты на эти соревнования простому смертному достать было невозможно.

Невероятный ажиотаж объяснялся просто: на Игры пожаловали знаменитые английские фигуристы Джейн Торвилл и Кристофер Дин. Четырехкратные чемпионы мира и Европы вернулись на любительский лед спустя 10 лет после победы на Олимпиаде в Сараево. Их произвольный танец «Болеро» на музыку Мориса Равеля произвел в 84-м настоящий фурор. Зрители боготворили Торвилл и Дина и хотели снова увидеть легендарных чемпионов. Джейн тогда было 36 лет, Кристоферу - 35.

Джейн любила своего партнера, а Кристофер относился к ней, как к надежному другу. Фото: Legion-media.ru

Я впервые был на зимней Олимпиаде. И мне, журналисту, было все интересно. Я узнал, что в бригаде арбитров, которые будут оценивать танцевальные пары, вдруг появилась англичанка Мэри Перри. Она загадочным образом заменила судью из Италии. Выяснилось, что это произошло с подачи вице-президента Международного союза конькобежцев (ИСУ) Лоуренса Деми. Англичанин Деми был страстным поклонником Торвилл и Дина.

Когда Торвилл и Дина поставили в пару, она работала клерком в страховой компании, а он был полицейским. Фото: Legion-media.ru

Но наши люди без дела тоже не сидели. Наталья Дубова, которая тренировала Майю Усову и Александра Жулина - на тот момент чемпионов мира, дружила с судьей международной категории Ириной Абсалямовой. У Ирины, проживавшей в Москве, нашлись родственники в Минске, поэтому Абсалямова на Олимпиаде представляла Белоруссию. Вы спросите: почему не Россию?  Место от России уже было занято, причем судья Елена Буряк симпатизировала Оксане Грищук и Евгению Платову - серебряным призерам чемпионата Европы в Копенгагене. Того самого, где победили Торвилл и Дин.

Каждая из трех пар - претендентов на олимпийское золото вступила в борьбу еще до старта.

Ударила соперницу

Бывший зампредседателя Спорткомитета СССР, с которым мы были знакомы не один год, сказал мне по секрету, что в танцах на льду победит молодая пара Грищук - Платов. Руководство решило сделать ставку на них.

- А почему не Усова и Жулин? - спросил я. - Они же чемпионы мира.

- Молодые в лучшей форме. Специалисты высказались, а руководство приняло решение, - ответил опытный спортивный чиновник.

До меня и раньше доходили слухи, что в соревнованиях танцоров места на пьедестале часто распределяются не на льду, а за кулисами. Если честно, я желал победы Усовой и Жулину, для которых это была последняя Олимпиада. За два дня до произвольной программы я встретил Александра в Олимпийской деревне, взял у него интервью, а потом не выдержал и спросил:

- Говорят, что на первое место судьи будут тянуть Грищук и Платова. Вы слышали об этом?

- Я в курсе, - невозмутимо ответил Жулин. - Что делать? Будем кататься, а там посмотрим. Такой у нас вид спорта.

Оксана Грищук выводила Платова из себя. Фото: © РИА «Новости»

В итоге пять судей из девяти поставили самые высокие оценки Грищук и Платову. Трое были за Усову и Жулина, и только Мэри Перри - за англичан. Майя Усова на пресс-конференцию не пришла - рыдала в раздевалке.

Тогда мало кто знал, что Майя и Александр, прожившие в браке восемь лет, находятся на грани развода. Пикантность ситуации заключалась в том, что Жулин закрутил роман со своей соперницей - Оксаной Грищук. Эта взбалмошная блондинка, которая младше его на 10 лет, оказалась хитрой и расчетливой и в конце концов довела до развода. Но главное - ослабила конкурентов. Когда в спортивном дуэте конфликт, он перестает быть непобедимым.

- Мы с Грищук какое-то время катались у Дубовой в одной группе, - вспоминала позже Усова. - Никто из группы с Оксаной не дружил. Только я. И вдруг я узнаю, что у нее шашни с Сашей. Потом увидела их вместе. Говорю ей: «Ты знаешь, что это мой муж?» Она рассмеялась: «И что?» А то! Я ударила Грищук.

Тренер Дубова пыталась спасти молодую семью. Она отчислила коварную Грищук из своей группы и поставила в пару к Платову юную Татьяну Навку. Наталья Ильинична в тот момент получила возможность тренировать фигуристов в США. У Жени Платова, как и у Навки, был билет до Лейк-Плэсида. Но он, продумав всю ночь, в аэропорт не приехал. Несмотря на все закидоны Грищук, Платов понимал, что она талант.

- Я был готов закрыть глаза на все ее выходки, ради того чтобы выиграть Олимпиаду, - признался он. - К тому же я видел, что Оксана привыкла добиваться своего любыми способами. Поэтому мы снова стали кататься в паре - у Натальи Линичук.

По словам Грищук, у нее с Платовым никаких лямур-тужур не было. Партнер пытался к ней подкатывать, но эти попытки Оксана пресекала. Тем более что еще в 1992 году Евгений женился на актрисе Марии Аникановой. Правда, этот брак продлился недолго.

Изабель и Поль Дюшене нарушили гегемонию советских танцоров. Фото: Legion-media.ru

Взгляд Дюшене

Но вернемся к Торвилл и Дину. Незадолго до Олимпиады Кристофер успел разругаться в пух и прах с женой - темпераментной французской фигуристкой Изабель Дюшене. Их бурный роман, начавшийся во время совместных тренировок, вызвал массу пересудов. Изабель каталась в паре с братом Полем, а Дин в качестве хореографа ставил для французского дуэта программы - новаторские для того времени. В марте 1991 года брат и сестра Дюшене стали чемпионами мира, нарушив шестилетнюю гегемонию советских фигуристов в танцах на льду. Счастливая Изабель, очарованная талантом и пылкими речами импозантного англичанина, согласилась выйти за него замуж. Хотя Поль предупреждал сестру:

- Не торопись. Крис, конечно, красавчик, но у него уже были романы до тебя. Думаю, будут и после.

Изабель ничего не хотела слышать. А брат оказался прав. После Олимпиады-1992 мадам Дюшене повесила коньки на гвоздь, решив посвятить себя семейной жизни. Но Кристофер ее огорошил. Он вдруг заявил, что возвращается в большой спорт и будет выступать на Играх в Лиллехаммере. У молодой жены после такого заявления отвисла челюсть. Изабель и раньше ревновала Криса к его партнерше. Дин рано уехал от родителей, и Торвилл постаралась заменить ему  сестру и мать. Варила Крису кофе, подбирала галстуки, пришивала пуговицы. Постоянная потребность  ухаживать за Дином переросла в глубокое чувство. Он все понимал. Но Джейн чувствовала: для него она скорее надежный друг, чем возлюбленная. У Криса и без нее немало поклонниц. Говорят, с одной из них его и застукала ревнивая Изабель. Разгневанная француженка подала на развод.

Она тоже приехала на Олимпиаду в Лиллехаммер - комментировать соревнования фигуристов для телекомпании TF1. Прекрасно помню ее пронизывающий взгляд на 24-летнюю американскую фигуристку Джил Тренери - новую пассию Дина. Чемпионка мира 1990 года среди женщин из-за травмы закончила карьеру и на Играх в Норвегии не выступала.

Англичанин Дин обаял американку Джил Тренери, но спустя 16 лет эта пара рассталась. Фото: Getty Images

- Мы не делаем секрета из наших отношений, - рассказывал мне Крис. - Последние три месяца Джил живет в моем доме  недалеко от Лондона. Надеюсь, после свадьбы она останется там навсегда. Мы уже и дату наметили - 15 октября. Свадьба состоится на ее территории, в Миннесоте -  Джил так просила. Несколько дней мы пробудем на ее родине, а потом уедем ко мне.

Джил Тренери. Фото: Getty Images

На трибуне рядом с Тренери автор этих строк увидел незнакомого мужчину. Мелькнула было мысль: неужели еще один ухажер? Но этот «воздыхатель» оказался мужем Джейн Торвилл! Устав ждать своего неотразимого партнера, она вышла замуж за звукорежиссера Фила Кристенсена.

- Мы с Джейн не муж и жена. Не брат и сестра. У нас сформировался особый вид дружбы, в которой больше доверия, чем в любых других отношениях, - сказал мистер Дин спустя много лет после Лиллехаммера.


А что теперь?