В нынешней Латвии плохо относятся к тем историческим личностям, кто поддерживал СССР или воевал против немецких оккупантов в годы Второй мировой войны
Сейчас там почитают совсем других «героев» -легионеров «Ваффен СС» и «лесных братьев», сражавшихся против Красной армии. Поэтому имя Вилиса Самсонса пытаются либо забыть, либо представить его в качестве пособника Советов. Этот сын латышского народа, возглавлявший партизанское антифашистское движение, родился 2 декабря 1920 года. В день 100-летнего юбилея какие-то ублюдки нарисовали на его могильной плите свастику.
После оккупации гитлеровскими войсками Прибалтики летом 1941 года начался террор против гражданского населения. Как бы коллаборационисты ни пресмыкались перед немцами, те все равно считали своих шестерок людьми второго сорта. По плану Адольфа Гитлера в Латвию должны были переселиться сотни тысяч этнических немцев, а «расово неполноценные» прибалтийские народы ждали уничтожение или насильственная ассимиляция.
Вилис Самсонс до самых последних дней жизни говорил, что гитлеровская оккупация несла латышам уничтожение:
- План «Ост» предусматривал даже не онемечивать Прибалтику, а просто, освободив территорию, в течение 15 - 20 лет переселить сюда немцев. Латышскому народу угрожала смертельная опасность.
Этим он очень раздражал нынешних последователей фашистов. В 1999-м в редакцию одной из рижских газет пришло письмо от неонацистской организации «Громовой крест». Авторы писали, что ими проведено «судебное заседание» в отношении Вилиса Петровича - они его приговорили к повешению. Но тронуть заслуженного ветерана никто не решился - Самсонс умер своей смертью в 90 лет.
В отличие от зомбированной молодежи он помнил, что такое настоящий фашизм. Символом зверств гитлеровцев стала «латвийская Хатынь» - показательный расстрел в январе 1942 года за укрывательство шестерых советских солдат 205 жителей староверческой деревни Аудрини. Поэтому неудивительно, что многие латыши тогда прекрасно понимали опасность немецкой оккупации, они создавали очаги сопротивления.
Москва тоже была заинтересована в том, чтобы в тылу немцев в Прибалтике действовали партизаны. Советские военные стали поставлять в латвийские леса оружие и создали из разрозненных групп партизанский отряд «За Советскую Латвию». Им и стал командовать бывший сельский учитель, беспартийный выпускник курсов младших лейтенантов Вилис Самсонс.
Предки Вилиса тоже сражались против немцев. Его прадед Екаб Самсонс в середине XIX века служил батраком у немецкого барона и за организацию волнений не раз подвергался наказанию плетьми. Дядя Август Самсонс в 1905 году тоже участвовал в восстании против немцев, его приговорили к смертной казни. Так что яблоко от яблони тут действительно упало недалеко.
Рождение нации
Только в течение 1943 года партизаны Самсонса взорвали 83 эшелона, направлявшихся на фронт, разрушили 16 мостов, три узла связи, разгромили 15 гарнизонов и полицейских участков, уничтожили самолет, три танка и десятки бронемашин. Все это помогало защитникам Ленинграда.
- Мы очень быстро росли за счет дезертиров, которые бежали из легиона. Это сейчас они такие смелые, когда по Риге маршируют, а тогда бежали тысячами. Вот копия телеграммы ставленника Розенберга от 16 мая 1944 года. Он сообщает в Берлин, что в Латвии он уже учел 10 тысяч дезертиров. И их стало раза в три больше, когда на фронте в районе города Опочки по ним ударили «катюши». 15-я и 19-я дивизии латышского легиона тогда буквально рассыпались, - еще в 90-х пытался донести до латышской молодежи правду Самсонс.
В 1944 году отряд Вилиса Петровича активно помогал советским войскам изгнать немцев из Советской Латвии. После того как их вышвырнули, Самсонс со своей 1-й латвийской бригадой влился в состав 130-го Латышского стрелкового корпуса, в котором и закончил войну. За свои подвиги он получил звезду Героя Советского Союза.
После войны он преподавал философию в Латвийском государственном университете. С 1950 по 1960 год был министром просвещения Латвийской ССР. Позднее возглавлял Научный совет по энциклопедиям и словарям Латвийской ССР.
Уже будучи академиком, доказывал в своих работах, что именно русские после победы в Северной войне в 1721 году вместо геноцида или ассимиляции начали отправлять чухонских детей в университет. Именно русские в 1861 году в Санкт-Петербурге издали первую газету на латышском языке, открыли в Риге первый национальный театр, первую картинную галерею и первое в Латвии высшее учебное заведение - Рижский политехнический институт. Так благодаря русским к середине ХIХ века из латышей родилась латышская нация.
Из героя во враги
После обретения Латвией независимости Самсонс из героя-партизана сразу превратился в пособника советских оккупантов. К нему часто стали подходить молодые люди, воспитанные на ненависти ко всему советскому, и обвинять в предательстве. Он им отвечал: «Чего ты меня пугаешь? За мою голову сам Генрих Гиммлер 10 тысяч рейхсмарок обещал, а за твою никто и одного лата не даст».
Его несколько раз пытались судить за предательство латышского народа, но так и не смогли собрать доказательной базы. Зато когда судили других советских ветеранов, Самсонс всегда выступал на этих судах в их защиту. За все это он и получил к своему столетию свастику на могилу.
- Фальсификацию истории Великой Отечественной войны и подвигов героев, подобных Самсонсу, следует понимать в Латвии как применение информационного оружия, направленного на полную трансформацию мировоззрения. Внедренная ложь сильно поражает молодежь, так как она воспитывается только на ней. Критичность и аналитика подавляются полностью, именно поэтому так легко происходит героизация в Латвии нацистских преступников и цементирование неонацистской идеологии на государственном уровне, - считает латвийский политик и правозащитник Руслан Панкратов.