Унижал Быкова, вылечил Успенского, очаровал Фрейндлих: кем на самом деле был целитель Столбун
Не так давно разгорелся скандал: дочь известного детского писателя Эдуарда Успенского потребовала убрать его имя из названия новой премии за лучшие произведения для детей «Большая сказка». Татьяна назвала отца тираном и поведала, что тот насильно определил ее в коммуну Виктора Столбуна. Феномен этой тоталитарной секты, которой восхищались известные артисты, писатели, музыканты, до сих пор остается загадкой.
- Столбун был страшненьким маленьким дядечкой, - рассказывала Татьяна Успенская, которая попала в коммуну в 11 лет и провела там три года, пока не сбежала.
По ее словам, он цеплялся буквально ко всему - «высокомерной» позе или, наоборот, замкнутости. Несчастная женщина вспоминает «трудовое воспитание» - тяжелый неоплачиваемый труд в поле, постоянные унижения и побои. Саму ее не били, так как папа был спонсором. Но другим приходилось очень несладко. Так кто же, собственно, был этот «дядечка»?
Виктора Давидовича в 70-е его отчислили из мединститута. После он окончил педагогический, затем по протекции жены-психиатра работал в психбольницах. Разрабатывал лечение шизофрении, язвы желудка, астмы, депрессии. Себя называл психологом.
- Больны все, я вылечу достойных! - говорил он, со временем превращаясь из сомнительного врача в мини-фюрера.
Проповедовал жить вдали от общества, чтобы очиститься духовно и физически. Все обитатели коммуны подвергались специфическому лечению - слоению. Отдельные части тела - пальцы ног, виски, но особенно ягодицы смазывались анестетиком хлорэтилом.
- Кто-то не верит, что меня, 11-летнюю девочку, как и всех в секте, лечили процедурой слоения, - рассказывала Татьяна. - Но так было. Рядом со мной на процедуре лежала Елена Санаева, жена Ролана Быкова. Столбун говорил моему отцу: ваша дочь - шизофреник, ее надо лечить. А у меня успеваемость в школе упала как раз из-за секты - не было времени на учебу.
По словам других обитателей секты, когда хлорэтил использовать официально запретили, вместо него использовались слабые разряды тока. Практиковались и побои. Из воспоминаний одной воспитанницы:
- Мне сказали, что я психически больна, и я слушалась. Считали, что механотерапия, избиения помогают улучшить работу мозга, на полном серьезе, понимаете? Предсказать, за что побьют, было невозможно, потому что логики не было вообще. Это был абсолютнейший произвол.
Кумир богемы
Как такое могли терпеть в СССР? Дело в том, что тогда Столбун демонстрировал абсолютную лояльность советской власти. Его адепты носили на лацканах значки с изображением Феликса Дзержинского, а еще гуру очень убедительно разоблачал сионистов, даром, что сам был еврей. А потом некоторые искренне верили, что чудо-врач им помог. Как тот же Эдуард Успенский, которому Виктор Давидович помог избавиться от алкоголизма. Столбуном были очарованы братья Стругацкие, Владимир Шаинский, Юрий Энтин, Василий Ливанов, Алиса Фрейндлих.
Многочисленные жалобы на методы Столбуна гасились на самом верху. В частности, прикрывал его Александр Яковлев, секретарь ЦК КПСС по идеологии. Тот самый человек, что сначала считал своим кумиром одиозного коммуниста Михаила Суслова, а затем стал прорабом перестройки, идеологом развала Советского Союза. Возможно, беспринципному политику импонировал талант Столбуна полностью переформатировать личность, внушив комплекс неполноценности. Например, Столбун унижал Ролана Быкова, называя его ничтожеством. Говорил, что тот недостоин красавицы жены и она от него обязательно уйдет. Сломленный артист верно служил секте, как и десятки других влиятельных людей. Один из последних адептов Столбуна - декан Высшей школы экономики Марк Урнов, который на своих лекциях называет русских «дремучей толпой и никчемным народом».
Личный гарем
Успенский своему кумиру верил безгранично. Он отчислял Столбуну «церковную десятину» - 10 процентов от всех доходов, купил автобус для нужд коммуны. Когда в 90-х под нажимом общественности школа Столбуна была закрыта, «папа» Чебурашки устроил ему интервью с Владом Листьевым на Первой кнопке. Новый Макаренко ругал проклятых коммунистов и обличал «преступных советских психиатров». Психологическая атака помогла - уголовное дело против него о насилии над детьми развалилось.
- Когда мне было уже 23 года, отец подарил мне развалившийся дом в 150 километрах от Москвы, - рассказывала Татьяна Успенская. - Через какое-то время сказал: «Танька, давай мне ключи от этого дома, там столбунисты поживут». Тогда, в 90-х, на секту шли гонения, и когда Столбуна запрещали в одном месте, он с коммуной переезжал в другое. Мой муж Саша поехал отдать ключи. Приезжает и говорит: там человек 30 женщин с детьми и один мужчина. Выяснилось, что Столбун со всеми женщинами в секте переспал, и в начале 90-х появились «столбунята».
Да-да, Виктор Давидович имел личный гарем! «Любимая» жена Наталья Карапетова родила ему семь детей, а всего отпрысков насчитывалось несколько десятков. Карапетову травили другие «жены», она даже была вынуждена перебраться в неотапливаемый дом - дети голодали и не имели доступа к медпомощи. Но Столбуну было плевать. Пришлось о них заботиться Эдуарду Успенскому.
За свою преданность он жестоко поплатился. Взяв к себе на работу шофером 19-летнего сына «учителя», он фактически разрушил свою вторую семью, так как парень сошелся с его женой - Элеонорой Филиной. Яблочко от яблони…
Умер Столбун в 2003 году, его секта развалилась в 2005-м. За свои грехи перед земным законом он так и не ответил.