Сергей Шойгу один из немногих госдеятелей, вызывающий искреннюю симпатию
В соцопросах неоднократно назывался самым популярным и эффективным членом правительства. В этом году Сергей Кужугетович отметил 65-летний юбилей, а совсем недавно презентовал книгу, которую без всякого пафоса и выпендрежа назвал просто - «Про вчера».
«И тут до нас долетел его хриплый крик:
- Куда вы, ******?! Там все заминировано!
Встали как вкопанные. Я вдруг вспомнил фильмы с подобными сюжетами. Взрывы, оторванные конечности, кровь быстро впитывается в снег. Еще один шаг - и…»
Это из главы «Водозабор», в которой автор вспоминает, как он в составе бригады МЧС на Кавказе лично осматривал местную инфраструктуру на предмет повреждений, подкопов, заложенной взрывчатки. На мужика в телогрейке, который издали что-то орал, а затем начал отчаянно махать палкой, они поначалу и внимания не обратили…
Живой труп
Главным спасателем страны Сергей Кужугетович стал в 35 лет. К этому моменту за плечами у бывшего мастера, начальника участка, старшего прораба, главного инженера и начальника треста было четыре построенных завода в Сибири. МЧС он руководил с 1991 по 2012 год: столько в одном кресле не усидел ни один министр постсоветской эпохи. За это время количество сотрудников увеличилось со 150 до 300 тысяч!
Всегда лично вылетал в зоны бедствий, даже если ради этого приходилось вставать из-за праздничного стола. Когда спросили, зачем он это делает, ответил: «Не хочу, чтобы спасатели, которых я безмерно уважаю, меня когда-нибудь спросили: а вы там были?»
В книге Шойгу рассказал, в частности, о смертоносном землетрясении в Нефтегорске на Сахалине, когда погибли 2040 человек - большая часть жителей города. Некоторых находили под завалами еще живыми, но их тела были раздроблены. Страшная правда была в том, что стоило поднять тяжелые плиты, и человеку… оставалось жить считаные минуты. Один нефтяник с раздавленной половиной тела никак не понимал, почему его не вытаскивают.
«- Ну, мужики, если вы и дальше будете так работать, вас либо разгонят, либо родственники грохнут. Какие-то сраные три плиты который час не можете разобрать. На хер вам все эти прибамбасы: перфораторы, гидравлика, пилы по бетону?» - вспоминает его слова Шойгу. Мужчине так и не решились сказать, что освобождение из бетонного плена станет его смертным приговором. Он все понял сам. Попросил водки. Жадно выкурил сигарету. Последними его словами были:
- Ну все, мужики. Пока. Подымай. Мать ее…
Шойгу вспоминал, что это был единственный раз в жизни, когда он провел четверо суток на ногах.
Храп Черномырдина
Автор пишет, что «книга прежде всего о людях, о работягах - героях событий, которые случились в моей жизни». Ярких персонажей множество. От строителя Миши, единственного в Саяногорске обладателя восьмой модели «Жигулей», который под Новый год вместе с женой заразился триппером, до Виктора Черномырдина, который храпел во сне, как полк солдат.
Как-то раз премьер-министра, приехавшего в Кабардино-Балкарию, разместили в одном доме с членами делегации. «Ночью мне показалось, что гремит гром, - вспоминает Шойгу. - Причем гремит ритмично. Прогремел - пауза, прогремел - пауза. Потом я подумал, что это лист кровельного железа дребезжит и отрывается. Вышел в холл, у двери охрана дежурит возле телефона спецсвязи, при моем появлении сотрудник поднимает голову и говорит: «Спите». Я понял, что это не гром, а Виктор Степанович».
Как известно, речь Черномырдина отличалась яркой афористичностью. «Было какое-то заседание правительства. Он опоздал, что бывало крайне редко. Зашел, кинул папку на стол и сказал:
- Ну что, члены? - И сел. Видимо, приехал с мероприятия, не переключился еще, думал о нем. Потом он вернулся мыслями к нам, вспомнил, что произнес только первую часть фразы, и добавил: - Да, правительства». Нужно было видеть лица присутствующих!
Однажды Черномырдин поведал Кужугетовичу, что некий губер распускает про него какие-то нелепые сплетни.
«Губернатор этот какой-то либеральный, - цитирует премьера Сергей Кужугетович. - Найди и пошли его на…
Я только дошел до двери его кабинета, а он вслед:
- Постой, не надо. Я его сам пошлю!»
Наказание наоборот
В партию его приняли при весьма курьезных обстоятельствах. Строители не сумели сдать завод фтористого алюминия - не привезли оборудование. Крайним сделали начальника стройуправления Шойгу. Устроили собрание с участием секретаря горкома по фамилии Юрчик. «Драли всех, - вспоминает автор. - Звучали слова «нарушение трудовой дисциплины», «безответственность», «строгий выговор», «позор».
Очередь дошла до меня. Юрчик молвил:
- Завтра приедете в Красноярск, в крайком КПСС и сдадите партбилет! С такой мерой ответственности вам в партии не место!
Это было уже третье исключение из партии беспартийного меня. В таких же обстоятельствах. Я огрызнулся:
- Вы сначала хотя бы один раз примите, а потом исключайте.
- Как? - Юрчик обвел всех недоуменным взглядом матерой идеологической лисицы. - Как вы могли допустить на такой ответственный пост - начальника СУ - беспартийного? Немедленно принять!»
И Шойгу приняли в партию. А потом отец - Кужугет Шойгу, работник советской печати, познакомил сына с первым секретарем Ачинского горкома КПСС Олегом Шениным, ставшим вскоре членом ЦК. Шенин помог Сергею начать партийную карьеру, пристроив на должность инструктора Красноярского крайкома. А в конце 1990-го помог юноше возглавить Российский корпус спасения.
Энергичный тувинец каким-то непостижимым образом добился превратить движение энтузиастов в министерскую структуру. А во время буржуазной контрреволюции 1991 года поддержал ЕБН. И Ельцин передал в подчинение Шойгу (внимание!) все силы гражданской обороны с вооружением, инфраструктурой и личным составом. Однако вернемся к мемуарам.
Ананасы с ромом
«По гастрономической части у нас был такой гротескный период, который можно охарактеризовать как «блеск и нищета куртизанок», - вспоминает молодость наш герой. - Вроде бы Сибирь, тайга, стройка. Но ассортимент напитков был таким… не без щегольства. Пили мы «Посольскую» водку, финский ликер. «Клюквенный», кажется. В красивых бутылках. Были еще довольно своеобразные ликеры «Мятный» и «Бенедиктин». Был и «Гавана клаб», настоящий ром! Чем закусывать такую роскошь? На прилавках магазинов - ананасы и огромные бесформенные кальмары. Логика простая: чтобы мы хорошо работали, нам хорошо платили - это А и Б - нас хорошо обеспечивали».
Впрочем, случалось и по-другому. Шойгу вспоминает, как на стройки в Ачинске начал поступать новый продукт - жидкость для заливки в радиаторы. И хотя рабочих предупреждали, что это яд, одна из бригад решила - раз горит, значит, есть спирт. После обильного застолья из 12 рабочих выжил один бригадир. Счастливчика так и прозвали - Антифриз.
Что же касается Сергея Кужугетовича, то самое мерзкое пойло в жизни он отведал как раз после того случая с заминированным водозабором на Кавказе. Тогда чудом никто не погиб - 300 метров спасатели прошли след в след. Вернувшись к машине, Шойгу попросил стакан водки, затем еще один. Местная сорокаградусная оказалась паленой.
«Первый раз пил подобную дрянь - некий суррогат, похожий на стеклоочиститель», - признается автор. Впрочем, вся его карьера - это хождение по минному полю. Его брали в заложники в Абхазии, он управлял трестом, где под его началом работали уголовники, на него писали доносы, что он хочет свергнуть Ельцина…
«Здесь только небольшая часть историй, которыми я хотел бы поделиться, - написал в предисловии Шойгу. - Будет время - продолжим…»
Родная кровь
Сергей Кужугетович тувинец только наполовину. Его мама Александра Кудрявцева - русская. Будущий министр был крещен в 1960 г. в одном из храмов Луганской области.
С Ириной Антипиной, дочкой управляющего стройтрестом, сметливый юноша сошелся еще в студенческие годы. Он и сейчас официально в браке с ней. У пары две дочери: 43-летняя Юлия занимает пост директора Центра экстренной психологической помощи МЧС России. А 29-летняя Ксения - бизнесвумен.
Совсем недавно она получила свой первый госконтракт: Ростуризм выделил 29 млн руб. на размещение билбордов с достопримечательностями России. А еще красавица курирует финансируемый правительством проект «Остров фортов», направленный на развитие туризма в Кронштадте. Только на реконструкцию крепости правительство уже выделило 4,5 млрд руб. А впереди еще строительство отелей, океанариума и других лакомых объектов.
В последней фотосессии Ксения Шойгу позирует в модных нарядах от Bottega Veneta, Celine и украшениях от Tous.
Выпускница МГИМО, владеющая английским, китайским и арабским языками, она уже успела побывать помощником заместителя руководителя Ростехнадзора и советником зампредседателя правления Газпромбанка. Ксения - совладелица строительной компании «Консорциум энергоресурс».
А однажды она даже снялась в кино - в эпизодической роли у Никиты Михалкова в «Утомленных солнцем - 2».
Для чего мы о ней так подробно? Чтобы все убедились: наш герой не только прекрасный министр обороны, но еще и любящий, заботливый отец.
Спасение от «уфимского Чернобыля»
В 1991 г. молодой Шойгу возглавил операцию по предотвращению падения 700-тонной трубы на Уфимском НПЗ. Если б она грохнулась, в столице Башкирии случилась бы катастрофа, соизмеримая с девятибалльным землетрясением. Чудесное спасение попало в Книгу рекордов Гиннесса.
Бубен шамана
Некоторые аналитики на Западе на полном серьезе называют Шойгу самым могущественным политиком России. И вы не поверите почему. Кужугетович якобы управляет тайной ратью - шаманами, экстрасенсами и ясновидящими, которые защищают интересы страны не менее эффективно, чем ядерный щит. Его мистические и магические компетенции, писала одна европейская газета, просто безграничны. Потому, мол, что будущий министр вырос в Туве, в горах которой якобы… искали Шамбалу!
Несокрушимая и легендарная
В институте на военной кафедре Сергей получил удостоверение старлея запаса. И до путинского приглашения возглавить Министерство обороны в армии, разумеется, не служил. Однако сегодня именно благодаря Шойгу броня крепка и танки наши быстры.
Одно из ноу-хау Шойгу - смена полигонов для учений.
- Мы все знаем, как проходят показательные учения для начальства, - говорил он. - К моменту демонстрации каждый сантиметр на полигоне пристрелян.
К ужасу генералов, Шойгу стал приказывать перед учениями перемещать воинские части на незнакомую местность.
- Результаты были самые удручающие, - признавался министр. - Но потом само отношение к подготовке стало принципиально другим.
При Шойгу количество контрактников (300 тыс. человек) впервые в российской военной истории превысило количество призывников (276 тыс. человек). Теперь в горячие точки отправляются профессионалы-контрактники, а не зеленые юнцы.
А уж про принятие на вооружение сотен образцов наикрутейшей военной техники знает каждый школьник. Сколько угодно могут на нас лаять пудели Вашингтона, чихали мы теперь и на них, и на их заокеанский «обком».
Кстати
- Эмблема МЧС выглядит как Вифлеемская звезда с пирамидой внутри.