Жители Балашихи с ужасом ждут начала строительства «дороги смерти»
Очередное «похорошело Подмосковье» надвигается на жителей Балашихи. Стало известно, что через центр города, прямо под окнами жилых домов, проложат дублер Щелковского шоссе. Естественно, масштабное строительство потребует вырубки значительной части зеленых насаждений. И никак не улучшит экологию. При этом вряд ли разгрузит транспортный поток.
Трасса затронет центр города и пройдет сразу за парком Пехорка, признанным лучшим парком Подмосковья. Именно в этой зеленой зоне, напоминают балашихинцы, откликнувшиеся в соцсетях на грядущие преобразования, проходят все знаковые мероприятия, да и просто отдыхают люди. Пострадает горемычная усадьба Горенки, из которой втихаря выселили противотуберкулезный санаторий «Красная Роза», а реликтовый лесопарк – памятник федерального значения, образец садово-паркового искусства XVIII-XIX веков – распродают по кускам. Очевидно, что участь еще оставшихся здесь лосей, лис, кабанов, зайцев, краснокнижных растений инициаторов застройки территории волнует меньше всего.
Часть Балашихи окажется зажатой между Горьковским шоссе и новой трассой. Каким станет воздух после прокладки автобана, страшно представить. А грохот от проезжающих по нему машин превратит в кошмар жизнь в некогда уютных, комфортных районах.
– Сильно помогла реконструкция Горьковского шоссе от пробок в Балашихе? Ситуация однозначно усугубилась. Где гарантия того, что после возведения восьмиполосной трассы что-то поменяется? Гарантия есть только в одном: эта дорога ухудшит уровень жизни и экологическую ситуацию в Балашихе, – констатируют горожане.
Активисты запустили онлайн-петицию, требующую остановить начало строительных работ. Балашихинцы понимают: транзитный проект, разработанный Федеральным дорожным агентством Росавтодор, которое возглавляет Андрей Костюк создаст новые многокилометровые пробки. Прокладка трассы подстегнет новое масштабное строительство. Пункт 2.5 статьи 26 Федерального закона «Об автомобильных дорогах» разрешает создание придорожной полосы до 150 метров и развязывает руки застройщикам в случае создания многополосной трассы. Все это увеличит и без того стремительно растущую численность местного населения. Соответственно, вырастет и число автомобилей.
– Нам с вами решать, в зеленом или черном городе жить нам и нашим детям! Быть зажатыми в резервацию пыльными оградительными щитами трассы или остаться на свободе с живыми зелеными насаждениями! Дышать выхлопами транзитных грузовиков или наслаждаться пением птиц? Выбор за нами! – говорится в тексте петиции.
Из истории вопроса
- Изначально проект дублера Щелковского шоссе должен был пройти через парк «Лосиный остров», с сокращением его территории более чем на 100 га земли.
- Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост премьер-министра РФ, поручил Минприроды проработать вопрос об изменении границ «Лосиного острова». Но большой общественный резонанс приостановил данные планы: разработку проекта отложили до середины 2021 года.
- В конце сентября 2020 года замминистра экологии и природопользования Московской области Ирина Стальнова заявила, что власти Подмосковья отказалось от изменения границ «Лосиного острова».
- По словам Стальновой, сейчас это поручение снято с контроля. Московская область отказалась от мероприятия ввиду того, что общественность была против.
- Но теперь, как видим, аппетиты застройщиков добрались до Балашихи.
В интересах чиновников и лоббистов
Жители предлагают альтернативные варианты строительству автобана через Балашиху. Один из них – реконструкция Щелковского шоссе с обустройством разворотных эстакад, созданием коридора без светофоров и расширением в местах скопления автомобилей. Или прокладка линии легкого метро. Еще более разумный довод: на заложенные в бюджет строительства трассы деньги создать рабочие места в Подмосковье – чтобы не было необходимости массово ездить в столицу.
– Дорога нужна! И мы с этим не спорим, но не такой ценой! Не за счет вырубки лесов и создания нечеловеческих условий для жителей Балашихи и прилегающих территорий. Ведь есть другие варианты, обсуждаемые, более щадящее, менее травматичные для окружающей среды и куда более экономичные для бюджета страны, но абсолютно не интересные строительным лоббистам и чиновникам, – отмечается в петиции.
А между тем
- Подрядная организация ООО «Меридиан» уже провела транспортно-экономические, инженерно-экологические, геодезические и гидрометеорологические изыскания. В рамках обоснования инвестиций прорабатываются варианты прохождения дублера Щелковского шоссе. И хотя окончательные решения не приняты, жители Балашихи пытаются привлечь внимание общественности – как это удалось сделать активистам «Лосиного острова».
Город задыхается от пробок, предприятий и свалок
Балашиха, население которой стремительно увеличивается и по прогнозам на исходе текущего десятилетия достигнет миллиона, все последние годы страдает от хаотичной застройки, засилья промышленных предприятий, отравляющих атмосферу вредными выбросами, неразвитой инфраструктуры, непреодолимых пробок. А еще – от невыполнения данных властями обещаний.
Три года назад распоряжением президента Владимира Путина был закрыт мусорный полигон в Кучино. По бодрым отчетам чиновников, сегодня там уже цветет и пахнет город-сад, куда водят экскурсии. Увы, действительно пахнет. Год назад министр экологии Московской области Дмитрий Куракин отчитался: «Иностранные специалисты говорили, что Кучино невозможно рекультивировать за два года, полигон очень большой – 56 гектар и 21 миллион тонн отходов. Но мы (Минэкологии и рекультиваторы) уже практически доказали, что это возможно». Не доказали. Рекультивация не закончена до сих пор. Сроки сорваны минимум на год. Более того, в процессе рекультивации ПТО выявлены очень серьезные проблемы. В частности, факельные установки, используемые при сжигании свалочного газа, наносят вред здоровью жителей и окружающей среде.
Жители Балашихи недовольны происходящим – и не будет удивительно, если город, вплотную примыкающий к Москве, всколыхнется, как Хабаровск. Увы, известие о прокладке восьмиполосного автобана – очередного мегапроекта, затеянного вопреки желанию граждан, – может оказаться последней каплей. Даже железному терпению когда-нибудь приходит конец.