«Запорожец» — удача советского автопрома

Владимир Жириновский купил этот баклажановый броневичок, будучи еще студентом. Машина стала для политика слегка маловата, но до сих пор на ходу. Фото: © РИА «Новости»

В 1960 году у советского человека появился выбор: купить себе «Запорожец» или тысячу бутылок водки

22 ноября 1960 года с конвейера сошел первый ЗАЗ-965, выпускавшийся на заводе «Коммунар» в украинском городе Запорожье. Автомобиль стал одним из символов частичного перехода экономики с военных рельс на обеспечение гражданских нужд.

«Молодцы, хороший подарок сделали нашим трудящимся», - оценивал тогда машину Никита Хрущев.

По легенде цена малолитражки определялась как совокупная стоимость тысячи бутылок водки (по 1,80 руб.). «Брошу пить, куплю машину», - тут же сочинил прибаутку народ, но многие действительно именно так и поступали. Кстати, определение «дешево и сердито» тоже впервые было применено к ЗАЗ-965.

 

Военные технологии

«Запорожцы» отличались максимальной степенью унификации по узлам и агрегатам с армейским колесным транспортером ЛуАЗ-967. Ширина машины была рассчитана так, что она не вязла в грязи, помещаясь между двумя колеями трактора или больших грузовиков. Предполагалось, что в случае войны все «ушастые» и «мыльницы» пойдут служить в санитарные части, а ЗАЗ буквально за несколько дней перенастроят под выпуск транспортеров.

Практичность «Запорожца» позволяла оперативно и без затруднений устранять большинство повреждений. Например, заднее и лобовое стекла машины были идентичными: в случае повреждения переднего можно было тут же установить на его место заднее.

Прототипом первого модельного ряда ЗАЗ был итальянский Fiat 600, а потом за основу взяли немецкий NSU Prinz IV

Черная дыра

Пассажир переднего сиденья автомобиля ЗАЗ-968 мог обнаружить у себя под ногами маленький люк. В одном из выпусков автомобильного шоу Top Gear ведущий Джереми Кларксон так объяснил его предназначение: когда машина останавливалась на замерзшем водоеме, через люк можно было проделать лунку и наслаждаться зимней рыбалкой, не выходя из машины. На самом деле, для чего этот люк, неизвестно.

Кадр: Youtube.com

Перегнать Америку

Ушастый ЗАЗ-966 в 1970-х годах был самым дешевым автомобилем в СССР. Его стоимость составляла ровно 3 тыс.  руб., что по официальному курсу соответствовало $3614. В то время в США за $3562 можно было купить Ford Mustang Mach 1, оснащенный кондиционером, автоматической коробкой переключения передач и 5,7-литровым 8-цилиндровым V-образным двигателем мощностью 290 лошадиных сил. Обычный Ford Mustang в базовой комплектации стоил $2820. Средняя ежемесячная зарплата в СССР на тот момент была 170 руб., в США - $450.

Ford Mustang Mach 1 стоил в США примерно столько же, сколько ЗАЗ-966 в СССР. Фото: Globallookpress.com
Ford Mustang Mach 1 стоил в США примерно столько же, сколько ЗАЗ-966 в СССР

С зада на перед

В 1987 году завод «Коммунар» вместо «Запорожцев» начал выпуск принципиально новых автомобилей ЗАЗ-1102 «Таврия». В них стали впервые использовать систему жидкостного охлаждения двигателя, который получил большую мощность и располагался спереди, а не сзади. За основу внешнего облика машины был взят Ford Fiesta образца 1976 года.

Гоняли по городу и пели песни

Самый известный на сегодняшний день «Запорожец» принадлежит Владимиру Путину.   Он проехал на этой машине десятки тысяч километров, потом продал коллеге из КГБ. Когда же Владимир Владимирович стал президентом, автомобиль нашли и подарили ему вновь.

По словам президента, «Запорожец» выиграла его мама в лотерею.

- Она работала тогда нянечкой в больнице в одном из районов города, на Васильевском острове. И в буфете вместо сдачи ей дали, по-моему, пару билетов или один билет. Стоил он 30 копеек. Она пришла, его дома бросила. И, как часто это бывает, забыла про него, -  вспоминает президент.

Владимир Владимирович с теплотой вспоминает время, проведенное за рулем «чебурашки». Фото: Астахов Дмитрий/© «ИТАР-ТАСС»

Когда выяснилось, что билет выигрышный, машину на семейном совете решили отдать сыну-студенту. Путин рассказывал, что они с друзьями часто гоняли по ночному городу и пели.

- Чаще всего в нашем репертуаре были песни ВИА «Калинка», особенно нам нравилась «Бархатный сезон», - поясняет старый друг президента, известный музыкант Сергей Ролдугин.


Прозвища

«Горбатый»

Другое прозвище - «еврейский броневик». Это модели ЗАЗ-965 и ЗАЗ-965А, выпускавшиеся в 1960 - 1969 годах с двигателем мощностью 27 «лошадей», развивавшим скорость до 90 км/ч. Внешне машина - копия итальянского Fiat 600, но вся начинка была оригинальной.

«Ушастый»

Выходил с конвейера с 1966 по 1994 год. Модели ЗАЗ-966, ЗАЗ-966В, ЗАЗ-968, ЗАЗ-968А называли еще «чебурашкой» за форму боковых воздухозаборников системы охлаждения. Дизайн автомобиля повторял западногерманскую малолитражку NSU Prinz IV.

«Мыльница»

ЗАЗ-968М прозвали «мыльницей» за наличие щелей охлаждения на капоте и сходство с ней формы потерявшего боковые воздухозаборники - «уши» кузова. Их выпускали с 1979 по 1994 год. На «М» ставили 50-сильные двигатели, позволявшие разгонять автомобиль до 130 км/ч. Без «ушей» он стал еще больше похож на NSU Prinz IV.


5 звездных ролей «Запора»

«Три плюс два», 1963

ЗАЗ-965 блистал в роли второго плана в комедии Генриха Оганесяна. Один из героев картины, ветеринар Роман Любешкин устами Андрея Миронова дал машине прозвище: «Консервная банка системы «Запорожец».

Кадр: Youtube.com

«Золотой глаз», 1995

В одном из лучших фильмов о Джеймсе Бонде Пирс Броснан катается по Санкт-Петербургу на ЗАЗ-965 и получает такую характеристику авто от водителя: «Эта крошка меня еще ни разу не подводила. Страшна как черт, но свое дело делает». Там же агент 007 помогает чинить «Запорожец» с помощью кувалды.

«Не послать ли нам... гонца», 1998

Герой Михаила Евдокимова едет через всю страну на желтом «Запорожце» к президенту России, чтобы поговорить с ним о жизни. При попытке въехать в Кремль через Спасские ворота гонца арестовывают и помещают в психиатрическую больницу.

Фото: kino-teatr.ru

«Хочу в тюрьму», 1998

Глава многодетной семьи механик Семен Лямкин, сыгранный Владимиром Ильиным, оказался на улице без работы. От навалившихся проблем он на тюнингованном ЗАЗ-968М едет в Нидерланды, где собирается совершить преступление и немного отдохнуть в комфортабельной тюрьме, как в санатории.

Фото: kinopoisk.ru

«Тачки 2», 2011

Антигерой Владимир Багажников - глава преступной группировки «Ведер» - представлен в мультфильме в виде экспортной модели ЗАЗ-968А Yalta классической желто-голубой расцветки. У него есть телохранитель Толга, ЗАЗ-968 черного цвета.


Имей в виду