Мошенники усложняют схемы развода
«Здравствуйте! Это служба безопасности банка. С вашего счета был сделан перевод. Подтверждаете?» Такие звонки уже стали анекдотами. Кто-то советует приветствовать «безопасников» фразой: «Вечер в хату» — считается, что мошенники работают прямо из тюремной камеры. Единственный верный совет: вешайте трубку. Но схемы обмана становятся сложнее.
Показательна история Сергея Б. Он сам сотрудник банка и инженер, который считает себя критически мыслящим человеком. В начале сентября он принял звонок с неизвестного номера. Когда разговор закончился, он потерял 300 тыс. руб. и оказался должен разным банкам почти 2 млн руб.!
Как можно по телефону согласиться на сомнительные операции, стоимость которых сотни тысяч и миллионы рублей?! Однако ради Сергея мошенники устроили настоящий маскарад и обрабатывали его несколько дней. Они ловко прикидывались сотрудниками банков и полиции. Сергей пытался прервать общение. Не доверял звонящим.
- Действовала группа людей, я насчитал как минимум пять или шесть разных голосов. Представлялись специалистами финансовых отделов Сбера, Тинькова, ВТБ и Альфы – банков, клиентом которых я являюсь.
Все телефоны, с которых приходили звонки, пробивались в Интернете как официальные. Мошенники же давали номера для связи – вы звоните, и с вами общаются, как на любых других службах поддержки. Заподозрить обман очень сложно.
Как это работает
По сути схема, в которую попал Сергей, похожа на стандартную с «сомнительным переводом», но ломающая бдительность множеством деталей.
ГЛАВНОЕ: на человека обрушивают шквал информации. Общаются несколько разных «инстанций», иногда одновременно. Держат в постоянном напряжении. Создают иллюзию того, что клиент разговаривает со сложной организацией. На той стороне знают все ваши персональные данные, а «специалисты» идеально ориентируются в законодательстве. И психологии человека.
- Позвонили из банка, попросили подтвердить перевод. Сообщили, что на имя клиента оформлен кредит.
- После того, как клиент все отрицает, уточняют, давал ли он свои данные кому-либо в последнее время.
- Просят проверить, не были ли утеряны банковские карты. Не делались ли крупные транзакции.
- Предлагают оформить срочные заявки по отмене всех подозрительных операций.
- Просят сообщить данные с карты. Когда клиент начинает подозревать неладное, сообщают, что данные были похищены сотрудником, против которого ведется уголовное дело. Обещают подключить для расследования полицию.
- Поступает параллельный звонок от «сотрудника полиции». Тот уверяет, что все, что рассказывают, правда. А если вы верите «полицейскому», пробейте телефон на сайте ГУВД.
- Телефон звонящего и тот, что на сайте ГУВД, совпадают.
- «Полицейский» перезванивает. Жонглирует выдержками из УК. Успокаивает, что все деньги вернут. Главное – доверять сотрудникам банка.
- Параллельно подключаются «специалисты» из других банков. Объясняют, что проблема связана со всеми деньгами клиента, и это отражается в банковской системе. Но на этот случай есть специальный регламент Центробанка.
- Просят подать новую заявку на кредит, чтобы «аннулировать» ту, что подал от вашего имени мошенник.
- Помогают оформить кредит через мобильное приложение банка.
- Сообщают, что согласно регламенту Центробанка требуется погасить кредитный рейтинг, который сейчас минимальный, из-за заявки мошенника. Согласно регламенту, для этого требуется перевести деньги на страховую ячейку, которая закреплена за персональным менеджером из Центробанка.
- Аналогичные операции по кредитам делают в других банках, в которых у человека есть счета.
- Дают все необходимые телефоны для связи.
- Когда клиент звонит по ним, создают иллюзию, что это реальный колл-центр. Ставят в режим ожидания или обещают перезвонить. Снова пропускают через круги телефонного ада.
- В процессе такой обработки замотанный человек сообщает все необходимые данные со своих карточек. Берет кредиты, которые переводит на другого человека.
На что давят
Срабатывает психологическое давление. Бесконечные разговоры. Тем более что в общение вовлечены несколько людей. Бдительность усыпляет тот факт, что на том конце телефонного провода знают много достоверной информации: номера счетов, паспорта, даты и номера заключения договоров.
Доверие вызывает и то, что определитель высвечивает реальный телефон банка. Например, «900» для Сбербанка. Для этого используются специальные компьютерные программы, которые подменяют номер. Точно так же подменяют и номера, которые предлагают клиенту «пробить» самому.
Откуда мошенники столько знают о нас
Несмотря на федеральный закон «О персональных данных», информация о российских гражданах постоянно находится под угрозой. Почти каждую неделю происходят взломы баз данных банков и ведомств.
Другая проблема — нас постоянно просят оставить важные данные. Идешь в развлекательный центр с ребенком – дайте копию паспорта. Встречаешься с коллегами в бизнес-центре, на проходной опять перепишут ваши данные. Все эти просьбы сомнительные с точки зрения закона. И вряд ли «чоповцы» захудалого офисного здания могут похвастаться надежной защитой базы данных.
И наконец, сколько бы нам ни твердили, что информация — ценнейший ресурс, мы до сих пор в это не верим. Можем выкинуть в мусорку ксерокс паспорта. Не закрываем клавиатуру платежного терминала, когда набираем пин-код. Используем в Интернете легкие пароли. Для многих из нас информационный мир и хакеры – это что-то из научной фантастики. Проснитесь. Мы уже в «Матрице». Почти каждый наш шаг порождает информационный след, и всегда найдутся мошенники, которые пройдут по нему.
Что делать, если вам позвонили
Просто вешайте трубку. Никаких разговор с «сотрудниками банка». Перезвоните сами по официальному телефону и все уточните. Или зайдите в ближайшее отделение. Все же пока в таких разводах самое слабое звено – человек. Помните, какими бы осторожными вы ни были, найдутся те, кто сумеет втереться в доверие.