Мошенники усложняют схемы развода

Как уберечь деньги, если позвонили из «службы безопасности банка»
Как уберечь деньги, если позвонили из «службы безопасности банка»
Как уберечь деньги, если позвонили из «службы безопасности банка»

«Здравствуйте! Это служба безопасности банка. С вашего счета был сделан перевод. Подтверждаете?» Такие звонки уже стали анекдотами. Кто-то советует приветствовать «безопасников» фразой: «Вечер в хату» — считается, что мошенники работают прямо из тюремной камеры. Единственный верный совет: вешайте трубку. Но схемы обмана становятся сложнее.

Показательна история Сергея Б. Он сам сотрудник банка и инженер, который считает себя критически мыслящим человеком. В начале сентября он принял звонок с неизвестного номера. Когда разговор закончился, он потерял 300 тыс. руб. и оказался должен разным банкам почти 2 млн руб.!

Как можно по телефону согласиться на сомнительные операции, стоимость которых сотни тысяч и миллионы рублей?! Однако ради Сергея мошенники устроили настоящий маскарад и обрабатывали его несколько дней. Они ловко прикидывались сотрудниками банков и полиции. Сергей пытался прервать общение. Не доверял звонящим.

- Действовала группа людей, я насчитал как минимум пять или шесть разных голосов. Представлялись специалистами финансовых отделов Сбера, Тинькова, ВТБ и Альфы – банков, клиентом которых я являюсь.

Все телефоны, с которых приходили звонки, пробивались в Интернете как официальные. Мошенники же давали номера для связи – вы звоните, и с вами общаются, как на любых других службах поддержки. Заподозрить обман очень сложно.

Как это работает

По сути схема, в которую попал Сергей, похожа на стандартную с «сомнительным переводом», но ломающая бдительность множеством деталей.
ГЛАВНОЕ: на человека обрушивают шквал информации. Общаются несколько разных «инстанций», иногда одновременно. Держат в постоянном напряжении. Создают иллюзию того, что клиент разговаривает со сложной организацией. На той стороне знают все ваши персональные данные, а «специалисты» идеально ориентируются в законодательстве. И психологии человека.

  1. Позвонили из банка, попросили подтвердить перевод. Сообщили, что на имя клиента оформлен кредит.
  2. После того, как клиент все отрицает, уточняют, давал ли он свои данные кому-либо в последнее время.
  3. Просят проверить, не были ли утеряны банковские карты. Не делались ли крупные транзакции.
  4. Предлагают оформить срочные заявки по отмене всех подозрительных операций.
  5. Просят сообщить данные с карты. Когда клиент начинает подозревать неладное, сообщают, что данные были похищены сотрудником, против которого ведется уголовное дело. Обещают подключить для расследования полицию.
  6. Поступает параллельный звонок от «сотрудника полиции». Тот уверяет, что все, что рассказывают, правда. А если вы верите «полицейскому», пробейте телефон на сайте ГУВД.
  7. Телефон звонящего и тот, что на сайте ГУВД, совпадают.
  8. «Полицейский» перезванивает. Жонглирует выдержками из УК. Успокаивает, что все деньги вернут. Главное – доверять сотрудникам банка.
  9. Параллельно подключаются «специалисты» из других банков. Объясняют, что проблема связана со всеми деньгами клиента, и это отражается в банковской системе. Но на этот случай есть специальный регламент Центробанка.
  10. Просят подать новую заявку на кредит, чтобы «аннулировать» ту, что подал от вашего имени мошенник.
  11. Помогают оформить кредит через мобильное приложение банка.
  12. Сообщают, что согласно регламенту Центробанка требуется погасить кредитный рейтинг, который сейчас минимальный, из-за заявки мошенника. Согласно регламенту, для этого требуется перевести деньги на страховую ячейку, которая закреплена за персональным менеджером из Центробанка.
  13. Аналогичные операции по кредитам делают в других банках, в которых у человека есть счета.
  14. Дают все необходимые телефоны для связи.
  15. Когда клиент звонит по ним, создают иллюзию, что это реальный колл-центр. Ставят в режим ожидания или обещают перезвонить. Снова пропускают через круги телефонного ада.
  16. В процессе такой обработки замотанный человек сообщает все необходимые данные со своих карточек. Берет кредиты, которые переводит на другого человека.

На что давят

Срабатывает психологическое давление. Бесконечные разговоры. Тем более что в общение вовлечены несколько людей. Бдительность усыпляет тот факт, что на том конце телефонного провода знают много достоверной информации: номера счетов, паспорта, даты и номера заключения договоров.
Доверие вызывает и то, что определитель высвечивает реальный телефон банка. Например, «900» для Сбербанка. Для этого используются специальные компьютерные программы, которые подменяют номер. Точно так же подменяют и номера, которые предлагают клиенту «пробить» самому.

Откуда мошенники столько знают о нас

Несмотря на федеральный закон «О персональных данных», информация о российских гражданах постоянно находится под угрозой. Почти каждую неделю происходят взломы баз данных банков и ведомств.
Другая проблема — нас постоянно просят оставить важные данные. Идешь в развлекательный центр с ребенком – дайте копию паспорта. Встречаешься с коллегами в бизнес-центре, на проходной опять перепишут ваши данные. Все эти просьбы сомнительные с точки зрения закона. И вряд ли «чоповцы» захудалого офисного здания могут похвастаться надежной защитой базы данных.
И наконец, сколько бы нам ни твердили, что информация — ценнейший ресурс, мы до сих пор в это не верим. Можем выкинуть в мусорку ксерокс паспорта. Не закрываем клавиатуру платежного терминала, когда набираем пин-код. Используем в Интернете легкие пароли. Для многих из нас информационный мир и хакеры – это что-то из научной фантастики. Проснитесь. Мы уже в «Матрице». Почти каждый наш шаг порождает информационный след, и всегда найдутся мошенники, которые пройдут по нему.

Что делать, если вам позвонили

Просто вешайте трубку. Никаких разговор с «сотрудниками банка». Перезвоните сами по официальному телефону и все уточните. Или зайдите в ближайшее отделение. Все же пока в таких разводах самое слабое звено – человек. Помните, какими бы осторожными вы ни были, найдутся те, кто сумеет втереться в доверие.






В чем обвиняют экс-замминистра просвещения Марину Ракову
«Просил бы вас не забывать»: Путин напомнил Сберу, что он просто банк