Поселок на Ольхоне выселяют в никуда

Жителей Песчаной попросили освободить дома, в которых они прожили много лет
Жителей Песчаной попросили освободить дома, в которых они прожили много лет. Фото Татьяны Вокиной
Государство оставляет людей без домов и не компенсирует ни копейки

Вчера мы рассказали о беде, постигшей жителей поселка Песчаная Ольхонского района. В начале сентября 11 жителей населенного пункта, расположенного на берегу Байкала, получили письма с исковыми заявлениями, речь в которых идет об изъятии земельных участков и сносе жилых построек.

Истцом выступает Росимущество, которое составило иски на основе камеральной проверки, проведенной Межрайонной природоохранной прокуратурой. В результате установлено, что земли ответчиков расположены в пределах Прибайкальского национального парка и подлежат изъятию. По словам прокурора Межрайонной природоохранной прокуратуры Вячеслава Петрова, такая ситуация сложилась в результате неприятия межрайонной природоохранной прокуратурой генерального плана Хужирского муниципального образования. По такому раскладу земли муниципалитета являются землями федерального значения и принадлежат нацпарку. Администрация Ольхонского района, в свою очередь, настаивает на том, что земли муниципального образования не могут иметь статус земель федерального значения и не принадлежат нацпарку, о чем говорит генплан Хужирского МО, существующий на данный момент.

Ситуацию прокомментировала юрист Юлия Саенко, которая защищает в суде интересы жителей Песчаной.

— Причина подобных проблем в Российской Федерации — нет нормальной системы государственного кадастрового учета, — объясняет Юлия Владимировна. — В 1990-е людям разрешили регистрировать земельные участки и домовладения там, где они по факту живут. Но тогда не учли, что на месте населенных пунктов по старым картам могли быть леса. И когда в 1986-м — еще до возникновения права частной собственности в РФ — создавался Прибайкальский национальный парк, никто не смотрел, живет ли кто-то на этой территории. Именно поэтому появились законы о дачной и лесной амнистии, которые позволяли людям во внесудебном порядке зарегистрировать их права. Сейчас напрашивается закон об амнистии, связанный с особо охраняемыми территориями.

Ситуация, которая выходит за рамки российской судебной системы и доходит до ЕСПЧ, складывается не первый год. И становится стыдно оттого, что отечественная судебная система не способна регулировать подобные вопросы. В любом случае существует 238-я статья Гражданского кодекса, по которой государство обязано выплатить соразмерную цену за спорный участок. Но на это нам опять же указывает международный суд, а наши суды никогда не предлагали никаких компенсаций.

Нередко приходится видеть глаза людей, которые испытывают разочарование в силе законов, не сумевших их защитить. Жители Песчаной много лет работали на благо страны, платили налоги, а теперь им говорят: выселяйтесь. В подобной ситуации трудно остаться патриотом. И такое отношение к гражданам — без преувеличения подрыв системы национальной безопасности. У государства есть мощный регулятивный механизм, чтобы обеспечивать защиту прав собственности. И именно оно, как говорил наш президент, должно нести риск ошибок, допущенных государственными органами.






«Дух Байкала»: о чем фильм и стоит ли смотреть
Свечение воды и стены по периметру: тайны Байкала, о которых вы даже не догадывались