Крымская война: 165 лет назад войска объединенной Европы захватили северную часть Севастополя

165 лет назад войска объединенной Европы захватили северную часть Севастополя
165 лет назад войска объединенной Европы захватили северную часть Севастополя. Фото: © «ИТАР-ТАСС»
Имея четырехкратное преимущество, агрессоры планировали взять город за неделю. Но с горем пополам через 349 дней заняли лишь часть его.

Эта война ошибочно называется Крымской, хотя велась в разных районах империи. Полтора века многие историки трактуют ее итоги как поражение России, хотя проигрышем там и не пахнет. Напавшие на нас государства огребли по полной, умылись кровью, схлопотав серьезные экономические и политические кризисы. Русская армия же покрыла себя вечной славой, а от небольших уступок, сделанных европейцам, мы очень быстро отказались.


Какая же она крымская?

Боевые действия шли на Балтике, Белом и Карском морях, на Кавказе, Дальнем Востоке и на Дунае. По плану мировой закулисы Россия должна была отдать свои земли:

  • ТУРЦИИ - Крым, Грузию и Северный Кавказ
  • ПРУССИИ - всю Прибалтику
  • АВСТРИИ - Молдавию, Валахию и устье Дуная
  • ШВЕЦИИ - Аланские острова и Финляндию
  • ПОЛЬША получала бы независимость, чтобы стать санитарным кордоном между «Московией» и Европой
  • ФРАНЦИЯ И БРИТАНИЯ стремились помешать освобождению балканских народов от турецкого ига. (Был у французов и другой мотив: жажда мести за позор 1812 года.) В Лондоне планировали под шумок взять под контроль Босфор и Дарданеллы. России же выгодно было поддерживать суверенитет Турции, но не допускать ее кавказских поползновений. «Я уже два раза мог овладеть Константинополем… Какие выгоды от завоевания Турции произошли бы для нашей матушки-то России? Мне и Польши достаточно», - говорил Николай I.
Николай I
Николай I. Фото: Wikipedia.org

Разгром на всех фронтах

С.-Петербург

В начале 1854 года объединенный англо-французский флот (65 кораблей, большинство паровых) под командой вице-адмиралов Нейпира и Парсеваля-Деш, набитый под завязку наемниками со всей Европы, подошел к Финскому заливу. Однако подступы к столице защищали крепости Кронштадт и Свеаборг, а узкий фарватер был заминирован минами системы Якоби. К тому же русские срочно построили множество канонерок, оснащенных бомбическими пушками (такими же недавно был уничтожен турецкий флот в Синопской бухте). Все форты с крупными гарнизонами на побережье в то время уже имели электрическую телеграфную связь и управлялись централизованно из Главного штаба в Петербурге. Европейцы уплыли несолоно хлебавши. «Никогда еще действия громадной армады с такими мощными силами и средствами не кончались таким смешным результатом», - писала лондонская «Таймс».

Морская мина системы Якоби в виде плавающей бочки
Морская мина системы Якоби в виде плавающей бочки

Русский Север

На Белом море англичане хотели захватить Соловецкий монастырь, который защищали монахи во главе с архимандритом Александром с 10 пушками XVI века. Попытались его обстрелять, но северный, чрезвычайно твердый гранит, из которого построены стены, даже не крошился. Десантная высадка была отражена: монахи и инвалиды-ополченцы убили несколько морских пехотинцев. Сообразив, что тут ловить нечего, бриты отправились к Архангельску. Гидрографию не изучали: ведь английские купцы туда плавали с давних пор. Однако «внезапно» выяснилось, что глубина фарватера там меньше 6 футов, тогда как осадка у британских боевых кораблей - от 15 футов. Кроме того, в Архангельске их уже поджидал подготовленный гарнизон. Опозоренные «владыки морей» ушли из Белого моря в Баренцево, пограбили купеческие суда и варварски обстреляли рыбацкий поселок Кола, уничтожив все деревянные дома и древнюю церковь. На этом бесславный северный поход был закончен.

Вот такие монахи наваляли британцам на Соловках
Вот такие монахи наваляли британцам на Соловках. Фото: monasterium.ru

Дальний Восток

Английская эскадра подплыла к Камчатке и попыталась провести десантную операцию силами 2,6 тыс. элитных морских пехотинцев. Наших в гарнизоне Петропавловска было меньше в разы, но было среди солдат немало сибирских охотников, к тому же прекрасно обученных «фехтованию на штыках». После нескольких смертельных ружейных залпов генерал Завойко поднял дальневосточников врукопашную. Агрессор был сброшен в океан, потеряв 270 человек. Наши потери - 37 солдат. Постреляв бесполезно по берегу, британцы убрались восвояси.

Кавказ

Победы на юге объяснялись боевыми качествами русской Кавказской армии. Ее 152 батальона под командованием опытных офицеров постоянно находились в условиях малой горной войны. Османы пытались прорваться в Чечню и соединиться с горцами Шамиля. Но армия генерала Муравьева перешла в контрнаступление и заставила капитулировать крупнейшую крепость Карс на востоке Турции. После окончания войны при заключении мирного договора эти османские территории были обменяны на Крым и Севастополь!


Реконструкторы ежегодно собираются в Крыму поиграть в войнушку.


Цитата

Федор Тютчев:

Давно уже можно было предугадывать, что эта бешеная ненависть, которая с каждым годом все сильнее и сильнее разжигалась на Западе против России, сорвется когда-нибудь с цепи. Этот миг и настал. Весь Запад пришел выказать свое отрицание России и преградить ей путь в будущее.

Западная пресса врала всегда

В войне Европы против России 1853 - 1856 годов впервые серьезную роль сыграла пресса. Телеграф позволил получать вести с фронтов в считанные дни. Сообщения репортеров и «картинки», которые давали газетчики, влияли на общественное мнение. Взять, к примеру, Балаклавское сражение. Оно обогатило британскую мифологию двумя событиями, известными как «атака легкой кавалерии» (тhe charge of the light brigade) и «тонкая красная линия» (thin red line).

В октябре 1854 года наши войска попытались облегчить положение осажденного Севастополя, нанеся удар по главной английской базе в Крыму - порту Балаклава. Операцию возглавил генерал-лейтенант Липранди. Ключевым моментом битвы стала атака 1-го Уральского казачьего полка подполковника Хорошхина на позиции 93-го шотландского пехотного полка. По версии английских журналистов, стрелки в юбках остались последним прикрытием от прорыва «русских дикарей». Чтобы удержать широкий фронт атаки казаков, командир шотландцев якобы приказал построиться в шеренгу по два вместо предусмотренной уставом шеренги по четыре. И казаки отступили. Обмундирование шотландцев было алого цвета, и корреспондент «Таймс» Рассел описал обороняющихся как «тонкую красную полоску, ощетинившуюся сталью».

Газетчики уже тогда умело промывали мозги
Газетчики уже тогда умело промывали мозги

Фразеологизм «тонкая красная линия» как символ мужественной обороны из последних сил вошел в устойчивый оборот. Жители туманного острова до сих пор верят, что под Балаклавой все так и было. На самом же деле за спиной шотландцев находились позиции английской артиллерии, отряд морских пехотинцев и еще какие-то турки! К тому же основная часть казаков была занята одновременно боем с тяжелой кавалерией британцев! То есть родоначальники «неполживой и независимой» западной прессы уже 165 лет назад врали как сивые мерины. Что они продолжают с успехом делать и сегодня.

Спросите любого европейца, какие потери понесла натовская военщина, бомбившая мирную Югославию в конце ХХ века. И он скажет: сербы сбили всего один самолет «стэлз» да пару-тройку «томагавков». Хотя точно установлены потери агрессоров: 61 самолет, 7 вертолетов, 238 крылатых ракет и 30 беспилотников. Натовцы недосчитались 332 пилота и членов спасательных команд. Потери югославской армии: 462 военнослужащих, 114 полицейских, 5 танков, 8 БМП, 5 самолетов. От натовских бомб погибло две тысячи и ранено семь тысяч мирных жителей. Но честные цифры вы не услышите на Западе в ближайшие 100 лет.

Телеграф ускорил передачу корреспонденций
Телеграф ускорил передачу корреспонденций

Вернемся, впрочем, к заварушке под Балаклавой. Отбив атаку уральцев, англичане совершили чудовищную глупость. Их командующий лорд Реглан дал приказ догнать и уничтожить казаков. 670 отборных кавалеристов, представителей самых уважаемых родов, на чистокровных жеребцах пошли в атаку и угодили под фланговый огонь русской артиллерии. За 25 минут поле было покрыто их изувеченными трупами. Однако благодаря журналистам катастрофа осталась в истории как пример невероятного мужества, а выражение «атака легкой кавалерии» стало нарицательным и означает… высокий героизм.

За время войны газетчики так отзомбировали публику, что, по словам сторонника мирного урегулирования конфликта лорда Кобдена, выступать на антироссийском митинге было все равно что перед «сворой бешеных псов»


Только факт

  • После Синопского сражения английские газеты врали, будто русские моряки добивали плавающих в море раненых турок.

Дело техники

Много сказок, запущенных тогда писаками, до сих гуляют по разным изданиям. Один из главных мифов - англичане были вооружены современными нарезными винтовками, а русские - допотопными гладкоствольными. Поэтому, мол, и проиграли. Это полная чушь.

Большая часть англичан были снабжены кремневыми ружьями Brown Bess 1722 года. Они палили на 200 шагов и даже уступали русскому гладкоствольному ударному капсульному ружью 1845-го с прицельной дальностью 213 м. А широко распиаренная винтовка Энфилда, которая якобы определила исход битвы в Крыму, появилась у военных только в феврале 1855 года. Да и не такая уж она дальнобойная - всего 274 м, а не 1143 м, как до сих пор пишут в некоторых справочниках. Однако западные репортеры передавали: «…англичане спокойно расстреливали не только передовые цепи противника, но также артиллерию и обоз, находясь при этом в полной безопасности от огня русских, вооруженных почти исключительно гладкоствольными ружьями». Европейские обыватели верили.

Винтовка Энфилда (прикладом налево) мало чем отличалась от русского ружья
Винтовка Энфилда (прикладом налево) мало чем отличалась от русского ружья

Благодаря такой рекламе во время Гражданской войны в США англичане впарили южанам около 900 тыс. винтовок Энфилда. Разумеется, не помогло.


Комментарий специалиста

Кандидат наук, доцент Факультета мировой политики МГУ Алексей Фесенко:

- Моя вера в то, что Крымскую кампанию проиграла Россия, закончилась в сентябре 2005-го, когда я встретился с профессором кафедры международных отношений Оксфордского университета Нилом Макфарлейном - знаменитым британским политологом. Макфарлейн смотрел на меня с удивлением. Он сказал, что в Великобритании каждый школьник знает: Крымская война была неудачной для Британии, в ряде учебников сказано, что именно Британия потерпела в ней поражение. Великобритания не добилась ни одной цели, на которые рассчитывала. Взятие Севастополя на деле стало взятием лишь половины города. После окончания кампании британская пресса писала о неудаче, а известный член Палаты общин от консерваторов, сэр Булвер-Литтон, говоря об итогах войны, заявил, что «русская звезда на Востоке затмила британскую». Британия до сих пор помнит три своих крупных фиаско: Балаклавское сражение, операцию в Петропавловске-Камчатском и попытку осады Таганрога. После заключения мира правительство Абердина ушло в отставку, страна была вынуждена начать реформы армии, флота и приступила к подготовке парламентской реформы 1867 года. Османская же империя объявила о банкротстве государственной казны. Сардинию, кстати, союзники обманули. После войны от всех обязательств отказались.

Нил Макфарлейн
Нил Макфарлейн

Через год после Крымской войны, кстати, произошло восстание сипаев в Индии. Не дай бог, сказал Макфарлейн, Россия еще бы на год затянула Крымскую войну - это могло бы обернуться для Британии катастрофой: англичанам было бы нечем подавлять сипайские полки.

По Парижскому договору Россия действительно передала устье Дуная - но кому? Своему союзнику - Румынии! Австрия, которая ввела в 1854 году войска в Дунайские княжества, требовала обеспечить свободу судоходства по Дунаю, но Россия передала устье Дуная Молдавскому княжеству. А в 1861 году Молдавия и Валахия объединились в Румынское королевство, став союзником России на Балканах. Почему русская армия в следующей войне 1877 года так быстро форсировала Дунай? Потому что у нее был союзник - Румыния, которая быстро пропустила на юг русские войска.






Наследники престола ждали в сторонке: влюбленные в Кейт Миддлтон британцы наплевали на принца Уильяма и его детей
«Рак разума», аристократическая кровь и жизнь в Иордании: чего мы не знали о семье Кейт Миддлтон