Страшное проклятие Максимовой дачи

Городской голова Алексей Максимов

На месте усадьбы городского головы по ночам слышны стоны

В Севастополе есть район, ничем не уступающий по красоте паркам и дворцам Южного Крыма. Это урочище в Хомутовой балке, где расположена Максимова дача, когда-то принадлежавшая городскому голове Алексею Максимову. Важный пост он занимал с 1901-го по 1908 год.

Алексей Андреевич заложил усадьбу на месте карьера по добыче камня, который шел на строительство Александровского дока - крупнейшего на Черном море. Севастопольский краевед и писатель Аркадий Чикин рассказал об истории этого предприятия:

- Преуспев в камнедобыче, Максимов выиграл конкурс на строительство доков и стал заметным человеком в городе. Помог тесть - судовладелец и судостроитель, купец первой гильдии Сергей Кундышев-Володин. Когда карьер выработал ресурс, Максимов призвал к сотрудничеству архитектора Фельдмана и инженера Котляревского, которые разработали проект усадьбы. В 1893 году каменные полки начали засыпать землей, высаживали деревья, виноград. На склонах появились софора, каштан, древовидная бузина, фисташковые деревья, шелковица, миндаль, можжевельник, голубые ели, кусты сирени. К естественным родникам добавились каптажи, собиравшие подземные воды. Влаги хватало и для наполнения прудов и бассейнов, и для орошения садов и парка. И сейчас можно увидеть фрагменты оцинкованных труб, по которым подавалась вода в отдаленные уголки. На даче делали неплохое вино.

После событий 1905 года, когда Алексей Андреевич не по-государственному благосклонно отнесся к Петру Шмидту и морякам-мятежникам с крейсера «Очаков», министр внутренних дел Столыпин отстранил его от должности. Максимов пытался встретиться с Николаем II, но тот отказал в аудиенции. Нависла угроза выселения семьи Максимова из Севастополя и конфискации имущества. Бывшему градоначальнику было всего 53 года, когда 20 августа 1908 года он внезапно умер. Объявили, будто у него случился сердечный приступ, однако знающие люди шептались, что он застрелился. Похоронили его на городском кладбище в закрытом гробу.

Семья градоначальника на ступеньках дома

До революции Максимова дача стояла бесхозной и была разграблена. Вдова Алексея Андреевича Аполлинария Максимова-Кундышева-Володина просила милостыню на паперти той самой церкви, которую построил ее муж при больнице (сейчас это Первая городская). Сын ушел в Тунис с кораблями императорского флота. Большевики расстреливали на Масимовой даче офицеров и солдат царской армии. Потом здесь организовали колонию для беспризорников. Коммуна «Безбожник» пыталась возродить в усадьбе сельское хозяйство - правда, ничего путного из затеи не вышло.

К слову, в 1920 году один из домов Максимовых в Пушкинском переулке, в районе нынешней площади Суворова, реквизировали и открыли в нем школу имени П.П. Шмидта - такая вот историческая перекличка.

В 1944-м после освобождения Севастополя от фашистов руины усадьбы снесли - чтобы не закрывали вид на Южную бухту.

Есть проект реконструкции памятника истории, но пока там царит запустение

Заслуженный деятель культуры Владимир Сергиенко жил с семьей на Максимовой даче во время Великой Отечественной войны. Он вспоминает:

- Здесь находился госпиталь. Умерших хоронили и на городском кладбище, и на территории парка. Многие погибли при налетах авиации. Так что эти камни буквально залиты кровью.

Местные верят, что над дачей висит проклятие.

- В сумерках, говорят, раздаются страшные стоны. Я не слышал, но ходить здесь по ночам жутковато, - признается севастополец Александр Белов, проживающий неподалеку.

После освобождения города дача вновь стала популярным местом отдыха. Часть усадьбы отошла заводу по производству соков агрофирмы «Золотая балка», часть - воинской части. Архитектурный ансамбль окончательно разрушился. В 1992-м бизнесмен Сергей Кондратевский-Шурига предложил реконструировать дачу. Территорию огородили, начались работы. Но Крымский коммерческий церковный банк, владельцем которого был Шурига, разорился, а самого предпринимателя посадили за хищение.

Живописные развалины напоминают о былой роскоши

- Многие посетители парка ведут себя по-свински. Поляны зарастают мусором, а костры, не затушенные после пикников, приводят к пожарам и вырубке деревьев, - говорит эколог Игорь Гулый. - Вокруг ведется дачное строительство, и родниковую воду уже пить нельзя, хотя раньше за ней приезжали со всего города.

Время от времени общественники организуют здесь сбор мусора. Раньше чистили бассейны, запускали в них рыбу, обрезали сухостой. Но, к сожалению, усилий энтузиастов хватает не надолго. И очень жаль, что овеянное легендами место приходит в окончательное запустение. Хотя, если приложить руки, сохранив самобытность, его можно превратить в уникальное культурное пространство, интересное для туристов и жителей города-героя.


Фото из архива Владимира Илларионова