Убитым 80 лет назад евреем Бронштейном восхищался Гитлер
- Троцкий издал такой крик, который я никогда не забуду в жизни. Это было очень долгое «А-а-а», бесконечно долгое, и мне кажется, что этот крик до сих пор пронзает мой мозг, - вспоминал Рамон Меркадер.
80 лет назад он убил соратника Ленина, личного врага Сталина и одного из самых влиятельных революционеров XX века - Льва Троцкого. Расправа была жестокой и вероломной. Но стоит ли нам его оплакивать?
Лев Давидович Троцкий, урожденный Бронштейн, был ярким оратором и блестящим организатором. Но России крупно повезло, что ему не суждено было возглавить страну. Хотя к моменту смерти Ленина он был гораздо популярнее аппаратчика Сталина.
В своих статьях Троцкий страстно воспевал пролетарский террор. По сравнению с его правлением ежовский 1937 год показался бы торжеством справедливости. К тому же, в отличие от прагматика Сталина, Лев Давидович выступал за мировую революцию.
- Мы, товарищи, любим солнце, которое нам светит, но если богачи и эксплуататоры захотят монополизировать солнце, мы будем говорить: пусть солнце погаснет, и воцарится тьма, вечная тьма, - вещал неистовый революционер.
Конрад Гейден, биограф Адольфа Гитлера, вспоминал:
- Однажды фюрер за столом в тесном кругу спросил: «Читали ли вы воспоминания Троцкого?» Послышались ответы: «Да! Отвратительная книга! Это мемуары сатаны!» - «Отвратительная? - переспросил Гитлер. - Блестящая книга! Какая у него голова! Я многому у него научился».
Какую опасность мог представлять Лев Давидович, снятый со всех постов и укрывшийся в Мексике, можно было судить по гражданской войне в Испании. Троцкисты подняли мятеж в Барселоне против республиканского правительства, которое боролось с фашистами Франко. Это обошлось антифашистам только в столице Каталонии в 5 тыс. погибших бойцов. Не удивительно, что именно испанские коммунисты приняли предложение НКВД казнить беглого революционера. Но первое покушение не удалось.
Завербовали сына любовницы
Легендарный мексиканский художник Сикейрос с победным кличем вбежал в спальню Троцкого с автоматом наперевес. Несколькими минутами ранее на территорию особняка, превращенного в крепость, ворвались 20 человек, переодетых в военную и полицейскую форму. Сикейроса, фанатичного сталиниста, привлекли к операции два легендарных генерала НКВД - Павел Судоплатов и Наум Эйтингон. А уже сам художник подобрал группу налетчиков, ворота которым открыл завербованный охранник Роберт Шелдон Харт.
По дому был произведен шквальный огонь. Только по окну спальни выпустили более 200 пуль. Но Сикейрос никого в спальне не нашел. «Все впустую!» - в отчаянии воскликнул он. А заглянуть под кровать ему не пришло в голову, хотя именно там и скрывался объект покушения.
Неудачный налет стоил жизни предателю Харту. Сикейрос решил, что он повел двойную игру и предупредил Троцкого. После этого случая беглого вождя стала охранять маленькая армия, а на крыше дома была построена башня с бойницами. Организаторы покушения решили: действовать надо более тонко. У Эйтингона была любовница - красавица испанка Каридад дель Рио. Ее сыну, блестящему майору республиканской армии Хайме Рамону Меркадору дель Рио Эрнандес и доверили исполнение приговора.
«Замечательный случай»
Летом 1938 года под личиной бельгийца Жака Морнара Меркадер соблазнил в Париже Сильвию Ангелову-Маслову, девушку родом из России с американским паспортом. Она была убежденной троцкисткой, но главное - являлась родной сестрой личной помощницы Льва Давидовича. Сестре, которая курсировала между Парижем и Мехико, «бельгиец» также понравился.
В феврале 1939 года Сильвия вернулась в США. Через несколько месяцев туда перебирается и Меркадер - уже с паспортом канадца Фрэнка Джексона. Подруге он объяснил все просто - мол, это для того, чтобы в армию не забрали. После этого Меркадер перебрался в Мексику и вызвал туда Сильвию. В начале 1940 года Ангелова-Маслова устроилась работать у Троцкого секретарем по протекции сестры. На работу Рамон ее подвозил на элегантном «Бьюике».
Так постепенно он приучал охрану к своему обществу. Установлено, что виллу будущей жертвы Меркадер посетил 12 раз, проведя там в общей сложности 4 часа 12 минут. Но план Меркадера висел на волоске. За 12 дней до покушения он встретился с Троцким у него дома с просьбой отредактировать критическую статью в адрес американских анархистов. Когда Троцкий стал читать, Рамон расположился за его спиной. И вождю это очень не понравилось. О странном поведении бойфренда секретарши он даже рассказал жене. Но никаких мер принято не было.
20 августа Меркадер снова пришел к Троцкому с плащом на руке, под которым был спрятан альпеншток. О том, что было дальше, Меркадер рассказал на суде: «Я положил свой плащ на стол таким образом, чтобы иметь возможность вынуть оттуда ледоруб, который находился в кармане. Я решил не упускать замечательный случай, который представился мне. В тот момент, когда Троцкий начал читать статью, послужившую мне предлогом, я вытащил ледоруб из моего плаща, сжал его в руке и, закрыв глаза, нанес им страшный удар по голове…»
Оскверненная могила
Меркадера страшно били - и сразу после покушения, и в тюрьме. Но он так и не признался, что действовал по заданию НКВД. Утверждал, что его мать взяли в заложники, говорил, что Троцкий мешал их помолвке с Сильвией. К счастью для Рамона, смертной казни в Мексике не было, Рамона приговорили к 20 годам заключения. Сначала было очень тяжело, потом режим смягчился. В тюрьме агент даже женился на индианке Ракели Мендосе, с которой после отбытия срока уехал на Кубу.
В 1961 году Меркадер получил из рук Никиты Хрущева «Золотую Звезду» Героя Советского Союза. Потом он работал в Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Последние годы жизни провел на Кубе, но похоронили его, согласно завещанию, в Москве.
Судьба организаторов покушения не менее драматична. Наума Эйтингона арестовали по делу «сионистского заговора в МГБ» еще при жизни Сталина. В 1953 году был отпущен, но ненадолго. Вскоре был опять арестован вместе со своим начальником Судоплатовым как «член банды Берии». Ему дали 12 лет, Судоплатову - 15. Когда Меркадер получал награду, кураторы операции сидели за решеткой, преданные забвению. Их обоих реабилитуруют, но много позже.
А что Троцкий? Его идеи не выдержали проверку временем. Последний раз его фамилия облетела весь мир несколько лет назад в связи с жутким и курьезным происшествием. Группа анархистов вскрыла склеп Троцкого в Мехико-Сити. Они похитили урну с прахом и сделали из него печенье, которое разослали журналистам, организациям троцкистов и другим радикальным группировкам. Это было сделано с целью «расширить поле борьбы, включив в него мертвых персонажей из прошлого, которые держат нас в заложниках в настоящем». Каков на вкус оказался Лев Давидович, не сообщалось.