Современные дети не читают. Что же делать? Почему мы, родители, так сильно хотим подружить ребенка с книгой? А сами-то читаем?
Разобраться в этом помогла детская писательница Юлия Кузнецова, автор пособия «Расчитайка. Как ребенку помочь полюбить чтение» и множества статей по теме и курсов детского чтения.
- Ребенок переживает два важных кризиса чтения. Первый, «младший», в 5 - 7 лет. Малыш уже выучил буквы, складывает слоги в слова. Но перейти сам к чтению пока не может, - объясняет Юлия Кузнецова. - В этом возрасте родители часто заканчивают читать вслух. Считают, что сын или дочка уже могут сами. Важно, однако, поддержать их и не менять привычек. Второй кризис, «школьный», случается в возрасте 10 - 12 лет. У ребенка увеличивается учебная нагрузка, а еще ведь есть игры с друзьями и гаджеты. При этом произведения из школьной программы зачастую неинтересные и написаны сложным языком.
Здесь надо помочь выстроить распорядок дня, ввести правила пользования гаджетами - настройте функцию «Родительский контроль», с помощью которой можно ограничить время, проводимое у экрана. Но главное - снова будьте товарищем в чтении: сходите вместе в книжный магазин, читайте сами при ребенке настоящую бумажную книгу, рассказывайте не о том, какие книги было бы интересно прочитать ему на ваш взгляд, а о тех книгах, которые читаете сами, о ваших любимых. Вообще больше общайтесь.
Я мечтаю, что где-то есть идеальная книга для каждого из моих трех детей. Но если я не стану спрашивать их напрямую, что они хотят почитать, что им интересно, я этого никогда не узнаю. Говорить о книгах - тоже методика. Посмотрите издание Эйдана Чамберса «Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем», оно многое подскажет.
Снимать барьеры
- Родители школьников часто не покупают «малышовые» книги. Потому что «в них нечего читать» и «ты уже вырос». Но только ребенок может определить, вырос он или нет из таких книг. Если говорит, что не любит читать, значит, у него не пройден какой-то этап по чтению и его важно закрыть нужной книгой. У меня постоянно бывает так: второклассник берет книгу Татьяны Русситы с двумя словами на странице. Читает. Хохочет. Снимает барьеры. Берет еще одну книгу. Снова радуется. И вот когда закрепляется в мозгу это следствие: чтение - радость, сам мозг естественным образом начинает требовать большего количества слов, чтобы радоваться.
У японцев есть такое словечко «цундоку» - когда человек накупает книг больше, чем может прочесть. И дом превращается в пыльное книгохранилище. Если представить себе детское чтение как город, где есть книги-дома, то мэр города - родитель. От вас зависит все: как устроен книжный шкаф и то, какая книжка-картинка будет подсунута в нужный момент. Книги должны быть на виду, но не свалены горкой. Заведите особую полку, где стоят только те книги, которые вы читаете прямо сейчас, и те, которые будете читать скоро. Время от времени обновляйте экспозицию.
Превратите Интернет, соцсети и мессенджеры в помощников. Заглядывайте в электронные библиотеки с детскими книгами, где издательства выкладывают ознакомительные фрагменты. С экрана можно читать вслух. А среди многочисленных чатов в WhatsApp стоит создать один с друзьями-родителями, где вы обсудите детские книги.
Восемь запретных фраз
- Как-то я проводила занятие по созданию домашней книги на фестивале «ЛитераТула». За моей спиной были вывешены материалы презентации, куда входили опасные фразы, мгновенно убивающие любовь к чтению. К столу подошла одна мама и всплеснула руками: «Это же все я говорю своим детям!»
- «Почему ты ничего не читаешь?»
- «Настя/Олег столько читают! А ты?»
- «Отложи смартфон! Лучше бы почитал».
- «Что за чушь ты читаешь?»
- «Я в твои годы читал по две книги в день».
- «Ты слишком быстро читаешь. Ну-ка, расскажи, о чем эта книга?»
- «Не можешь объяснить? Ты вообще читал?»
- «Что значит «Не нравится Чехов?» Это нужно знать! Без этого не вырастешь».
Давайте поиграем
- Добавьте к домашнему чтению элемент игры. У нас дома на холодильнике висит вырезанная из бумаги тучка. К ней каждый присоединяет свою «струйку» капелек. На каждой капельке - название прочитанной книги. Соревнуемся, у кого струйка получится длиннее. А еще есть множество игр со словами, полезными для детей, которые учатся читать. «Чепуха», «Виселица», «Эрудит» - отличная тренировка.
Слушаю тех, кому доверяю
Кристина Конарди, преподаватель русского языка и литературы:
- Для меня главный критерий хорошей книги для детей до 5 лет - иллюстрации. К примеру, серию «14 лесных мышей» мы купили, когда сыну был год. Сейчас ему почти четыре, книги зачитаны до дыр, но ребенок не готов от них отказаться. С книжками-картинками важно, какие темы всплывают при просматривании книги. Если там есть, что пообсуждать, над чем поразмышлять, книга будет радовать вас и ребенка много лет.
Надежда, мама двух сыновей:
- Мы живем в Германии. Русских книжных магазинов здесь мало, поэтому я подписана на рассылку сайта «ПапМамБук». Раз в месяц спрашиваю о книгах на Facebook в сообществах. В Instagram слежу за любимыми издательствами и обзорами от @knigohod и @chitat_podano. Так я знакомлюсь с людьми, чьим вкусам доверяю.
Советы бывалых
Дети любят обмениваться советами. Благодаря этому можно устроить школьный книжный клуб. Или попросить учительницу повесить в классе ватман, на котором можно писать мини-отзывы. Доктор педагогических наук Екатерина Бунеева составила список из 55 книг, которые назвали ученики младших классов. Погуглите. Вот первая десятка.
- Лидия Чарская «Записки маленькой гимназистки»
- Лия Гераскина «В стране невыученных уроков»
- 3.Наринэ Абгарян «Манюня»
- Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак «Я хочу в школу!»
- Юлия Кузнецова «Дом П»
- Наталья Савушкина «Царское дело»
- Тамара Крюкова «Хрустальный ключ»
- Нина Дашевская «Вилли»
- Всеволод Нестайко «Удивительные приключения в лесной школе»
- Виктория Ледерман «К доске пойдет… Василькин!»