«Благоустроили»: ливневые решетки закатали в асфальт

Получить компенсацию более реально, если машину затопило на парковке. Фото: Соцсети

Слой песка, мусора и ила в коллекторах Москвы доходит до полутора метров, а система водостока изношена на 70 процентов

Недавняя гроза в столице превратила в море разливанное участок Варшавского шоссе и прилегающих улиц. Автомобилисты несколько часов ждали, пока откачают воду и откроют проезд. И такая картина - не редкость во многих городах. Почему чуть ли не каждый дождь оборачивается стихийным бедствием? Мы с фотокором Ларисой Кудрявцевой решили разобраться в этом на примере Москвы. Под зорким оком сотрудников Центра подземных исследований «Остроб» Михаила Савкина и Сергея Добровольского спустились в коллектор ливневой канализации.

Наши провожатые чувствуют себя в столичных коммуникациях словно рыба в воде. Центр «Остроб» существует 19 лет и следит за техническим состоянием коллекторов. Проверяет швы, смотрит уровень наполнения. Заодно исследует культурный слой: находит древние черепки, кирпичи с клеймами. Попадались даже мечи и клады с монетами - золотники, сообщает Михаил по дороге к месту нашей «телепортации» в подземелье.

Колодец - у входа в Кузьминский парк. Облачаемся в рыбацкие сапоги по самую попу, спецовки. Обязательно каска. По скобам спускаемся на пять с половиной метров в темноту. Шум города едва слышен, день ярким пятном застывает вверху. Зябко. Ничем неприятным не пахнет - ливневка отделена от бытовых стоков. Под ногами хлюпает вода. Сначала по щиколотку, потом по колено. Течение ускоряется к концу коридора, до которого мы добредаем. Дальше идет туннель уровнем ниже, туда поток падает с шумом. «Видели следы на потолке? - обращает наше внимание Михаил. - В такие ливни, как был недавно, вода заполняет весь трехметровый проем».

Михаил Савкин и Сергей Добровольский демонстрируют мусор с улиц, который забивает трубы. Фото Ларисы Кудрявцевой

- Подтопления бывают каждый год. Почему? Во-первых, отсутствует естественный дренаж. Я имею в виду газоны. Их все чаще закатывают в асфальт, и воде просто некуда уходить, - рассуждает Савкин. - Во-вторых, во многих местах газоны устраивают неправильно. Они должны располагаться ниже уровня тротуара, тогда вода и грязь с пешеходной дорожки будут направляться на траву, которой это не страшно. А когда газон выше уровня тротуара, вся вода с землей и грязью движется на дорожку. С потоком идет скошенная трава, которую «Жилищник» забывает убирать. Она забивает трубы, примыкающие к центральным магистралям. Аварийные службы - я их называю водобойцами - дежурят на пониженных участках дороги и в случае подтопления демонтируют дренажные решетки, чтобы вода сразу уходила в коллекторы.

Идем все дальше.

- На дне коллекторов можно найти все что угодно. Поваленные деревья, бытовой хлам - даже тележки от супермаркетов и покрышки. Рабочие, кладущие плитку, любят сбрасывать в водосточные колодцы упаковку и ненужные осколки. Есть участки, где слой грязи и ила мне по грудь будет, не успевают откачивать, - отмечает высокорослый Михаил.

Сергей Добровольский. Фото Ларисы Кудрявцевой

- Москва и дальше будет «плавать»?

- Да, это неизбежно, пока не пройдет полная реконструкция системы водоотведения. Но ее темпы отстают от графика лет на десять, если не больше. Сеть гидротехнических сооружений не рассчитана на расширение города. А сколько незаконных сливов предприятий мы обнаружили. Представляете, какой там объем воды. Коммуникации меняют, но медленно - нельзя же разом перерыть всю Москву.

Тут я припоминаю комплексное благоустройство, когда «разом перерыли» весь центр. Если очень хочется - можно?

- После благоустройства, кстати, часть решеток оказалась на возвышении в несколько сантиметров и фактически была выведена из строя, - уточняет Михаил.

- А что скажете о работе дорожников, которые заделывают сливные решетки асфальтом? У нас у редакции ни одной не осталось.

- По всему городу так. Потому что нет согласованности между коммунальными службами. Сколько раз наблюдал, как работники «Мосводостока» выходят с металлоискателями и пытаются найти под асфальтом сливные решетки или колодцы.

В 1960-х для реки Неглинки построили новый коллектор, так как она постоянно затопляла центр Москвы, а в старом хорошо бы открыть музей

Вой в конце туннеля

Сергей Добровольский рассказывает о задумке, которую пока не получается осуществить. Превратить старый коллектор реки Неглинки в музей. В XIX веке о погружении в покрытый слизью каменный свод под Неглинкой рассказал публицист и писатель Владимир Гиляровский. Сегодня это подземелье заброшено, но сохранились часть старинной набережной и императорская ливневая канализация. В Париже Музей канализации очень популярен.

- Признавайтесь, призраков в подземелье видели? - любопытствую на всякий пожарный, вспомнив вдруг, как еще Юрий Лужков рассказывал о поразивших его белых тараканах-гигантах, встреченных во время реконструкции Большого театра.

- Призраков не видели, тараканов тоже. Есть рыбы, раки, летучие мыши. Крыс нет - им тут есть нечего. Диггер Вадим Михайлов запустил в свое время байку про привидение в районе Чертаново. Там действительно раздавался жуткий вой. Оказалось, над коллектором проходят трамвайные пути, и стук колес по рельсам резонировал с пугающей силой.

Некоторые сооружения пролегают на глубине 15 - 20 метров, и есть опасность скопления углекислого газа. Савкин вспомнил историю, как ему пришлось выводить экскурсантов из тоннеля под Курчатовским институтом. Туда было сброшено много всякой дряни, и люди начали задыхаться. Через первый попавшийся люк выбрались наружу - прямо на территории института. Путешественниками очень заинтересовались службы ФСО и ФСБ. Пришлось заплатить штраф.

Миллиарды на реконструкцию

20 июня Варшавское шоссе, проспекты Вернадского и Мичуринский можно было преодолеть только вплавь. Фото: Соцсети

Получить компенсацию не получится

Владельцы машин, которые чуть не уплыли на Варшавке, едва ли дождутся компенсации от страховой по системе ОСАГО, считает юрист Андрей Волков. Почитайте условия договора - вряд ли там есть пункт о повреждениях, произошедших в результате природного явления. Более того, водителю скажут, что он сам виноват, раз не оценил дорожную ситуацию и полез в воду. Можно попробовать отсудить компенсацию, если автомобиль находился на парковке. Сфотографировать затопленное авто, вызвать ДПС, эвакуатор, сохранить чек и узнать, на чьем балансе находится двор. Но удастся ли привлечь мэрию в качестве ответчика - большой вопрос.


Кстати