Штандарт его разгромленной дивизии первым бросили к подножию мавзолея
К 9 утра 24 июня 1945 года на гостевых трибунах Красной площади не было свободного места. 10 сводных полков 10 фронтов выстроились в том же порядке, как вели сражения, приближая Великую Победу - справа налево, с севера на юг, от Карельского фронта до 3-го Украинского. Здесь же были построены части Московского гарнизона. «Кажется, мы не дышали, - вспоминали участники. - Можно было буквально услышать, как взволнованно стучат сердца».
На вороном коне выехал командующий парадом маршал Рокоссовский. На Мавзолей поднялись Сталин и другие руководители государства. Когда куранты пробили 10, из ворот Спасской башни и на белоснежном скакуне стремительно выехал принимающий парад маршал Жуков. Оркестр грянул «Славься!» - гимн из оперы Глинки. Маршалы объезжали войска, поздравляя с победой. Лил дождь, всадники могли поскользнуться на мокрой брусчатке, но, к счастью, обошлось.
Жуков был статным человеком богатырского сложения. Обычные лошади ему не подходили. В кавалерийском полку войск НКВД нашли могучего Кумира, полностью отвечавшего требованиям Сталина - принимать парад на коне белой масти, которая символизирует Победу и Славу.
Кожаные перчатки
Самые волнующие минуты парада, которые и спустя много лет пробирают до мурашек, - символическая «казнь» трофейных знамен, брошенных к ногам победителей. Под дробь барабанов колонна бойцов вынесла 200 опущенных фашистских стягов. Солдаты промаршировали к Мавзолею и презрительно швырнули оземь знамена поверженного врага.
Перед парадом сшили 200 пар коричневых кожаных перчаток, чтобы бойцы не замарали руки о фашистские фетиши. Писали, что после парада перчатки сожгли, но это, видимо, просто легенда. В разоренной стране, где ходили в довоенных вещах и стоптанных башмаках, вряд ли бы уничтожили добротные вещи.
Опозоренные штандарты
В Третьем рейхе в 30-е годы знамена вручали по одному на батальон, эскадрон, батарею. 30 сентября 1939 г. выдали собственный штандарт и батальону охраны Гитлера. В августе 44-го фюрер, предчувствуя грандиозный разгром, приказал собрать у боевых частей все эти флаги и спрятать на складах и музеях.
Знамена и штандарты, которые были брошены к Мавзолею, собирали команды СМЕРШ сразу после Победы. В Москву привезли около 900 стягов, сложили их в спортзале Лефортовских казарм.
Для парада было отобрано 200 знамен и штандартов. А поскольку знатоков фашистской символики в комиссии не было, около 20 из них к гитлеровским войскам отношения не имели. Так, к примеру, туда по ошибке затесались флаги Национал-социалистической немецкой рабочей партии, Имперской службы труда и подразделений нацистской партии. А также знамена давно минувших лет - прусские кавалерийские штандарты 1860 и 1890 годов и знамя народного ополчения 1860-х.
После парада около 500 трофейных знамен отправили в Центральный музей Советской Армии. Позже около сотни флагов было передано в музеи ГДР, Болгарии и Польши. В 90-е годы с десяток флагов ушли в музеи США.
Русский богатырь
Правофланговым в строю шел боец, который воевал на Кавказе и Кубани, был дважды ранен, контужен. Статный герой, скульптурно красивый, как римский воин, старший сержант Федор Легкошкур первым швырнул штандарт дивизии СС, носившей имя Гитлера.
Потом он рассказывал: «Когда мне сказали, что буду участвовать в Параде Победы, я думал, понесу наше боевое знамя». Узнав, что нести придется фашистский штандарт, Федор подал рапорт с просьбой освободить от «почетной» миссии. Его с трудом убедили остаться.
«Штандарт Гитлера, который я нес, - вспоминал Легкошкур, - тяжелый. Он из литья, древка-то почти нет. Надежно, надолго было сделано. И с какой ненавистью к фашизму и гордостью за наш народ и армию, за Коммунистическую партию - я его пронес по площади. Когда подошли к Мавзолею, я этот штандарт высоко поднял и с силой бросил, чтоб разлетелся вдребезги. А вот когда был в Музее Советской Армии, увидел: цел он, этот проклятый штандарт».
Несущие смерть
«Лейбштандарт СС» создавался как элитная часть. Она должна была олицетворять собой мощь и идеологию Третьего рейха. Небольшое подразделение личных телохранителей вскоре выросло в мощный танковый корпус. Министерство пропаганды усердно трудилось над имиджем части: она стала самым престижным воинским формированием. Тут проходили службу Отто Скорцени и РудольфРиббентроп. По распоряжению Гитлера сюда поступали лучшая техника и отборный личный состав.
Гордость и предубеждение
Гитлер считал «Лейбштандарт» особым подразделением, которое обязано стоять насмерть. Когда в боях у озера Балатон оно отступило под натиском советской армии, фюрер приказал дивизии снять нарукавные нашивки в знак символического унижения.
Командир дивизии Йозеф Дитрих вспоминал: «Я сначала напился до безобразия. Три часа спал. Потом собрал всех командиров дивизий, бросил на стол приказ и сказал: «Вот вам награда за все, что вы сделали за последние пять лет». Оскорбленные офицеры собрали свои награды, сложили в ночной горшок, бросили туда нарукавные нашивки и отправили Гитлеру. Шел март 1945 года…
Пенсии для насильников и убийц
Состоявшие дивизии «Лейбштандарт», попавшие в советский плен, предстали перед судом. Им дали по 25 лет каторжных работ. Но в середине 50-х Хрущев передал осужденных властям ФРГ. Преступников тут же освободили, назначив солидные пенсии. Срок пребывания в плену засчитали как выслугу лет с денежной компенсацией.
Командир части Йозеф Дитрих был осужден пожизненно, но затем тайно освобожден американцами и помилован. Дожил до 1966 года в спокойствии и достатке.
P. S. Федора Антоновича Легкошкура журналисты разыскали в конце 60-х. Он уволился в запас в 1947 году. В 1961-м с семьей переехал в Обнинск. Работал простым плотником. Никогда не обращался за льготами, много лет простоял в очереди на квартиру. Пока не приехала съемочная группа с телевидения, никто и не знал, что по соседству живет герой.
Он ушел из жизни в 1996-м. А спустя 14 лет на могиле открыли памятник герою.
Прикинь!
Многие ветераны «Лейбштандарта» стали процветающими коммерсантами. Так, один из самых богатых людей Германии Отто Байсхайм - основатель концерна «Метро» (Metro Group). Гипермаркеты «Метро» сегодня открыты почти во всех крупных городах России.
Прирожденные садисты
Отморозки из «Лейбштандарта» отличались невероятной жестокостью. Несколько примеров:
В 1941-м в селе Виноградовка они расстреляли четыре тысячи советских военнопленных и примерно столько же - в Таганроге. Там же, на берегу Азовского моря, уничтожили 1800 евреев.
В 1943 г. в Харькове проявили нечеловеческую жестокость, устраивая массовые расстрелы, изнасилования и акты мародерства.
17 февраля 1943 г. провели зачистку деревень Ефремовка и Семеновка в Харьковской области, убив 865 мирных жителей.
13 - 17 марта 1943 г. заживо сожгли 700 тяжелораненых красноармейцев в захваченном армейском госпитале.
Не жалели даже своих: в апреле 1945-го расстреляли десятки мирных берлинцев за попытки избежать призыва в армию.
По выжженной равнине
«Лейбштандарт» считался одной из лучших частей Третьего рейха. Его бросали на самые трудные участки фронта. Всего же за плечами элитных эсэсовцов:
1935 Занятие Рейнской и Саарской демилитаризованных зон.
1938 Аншлюс Австрии.
1939 Оккупация Чехословакии.
1939 Польская кампания.
1940 Западная кампания.
1941 Балканская операция.
1941 - 1942 Бои на Восточном фронте.
1943 Бои на Западном фронте.
1943 Итальянская кампания.
1943 Бои на Восточном фронте.
1944 Бои на Западном фронте.
1945 Бои на Восточном фронте.
По количеству кавалеров «Рыцарского креста» дивизия - чемпион нацистской Германии.
Из досье
1 июня 1928 года командир «Лейбштандарта» Йозеф Дитрих получил звание штурмфюрера СС. Его обязанностью было обеспечение безопасности Гитлера. Дитрих лично отбирал людей в команду сопровождения фюрера. Бойцы СС были одеты в черные мотоциклетные куртки и летные шлемы. Вооружены револьверами и хлыстами из кожи бегемота.
17 марта 1933 года Гитлер приказал создать охрану Имперской канцелярии. Дитрих сформировал подразделение СС «Штабная стража СС «Берлин».
Дитрих - активный участник «ночи длинных ножей», лично расстреливал вожаков СА.
В марте 1938 года личная гвардия фюрера была включена в состав XVI корпуса генерала Гудериана. За «освобождение» австрийского Линца, родного города Гитлера, Дитрих получил первую медаль. Всего же в его наградном списке свыше 20 крестов и прочих фашистских цацок.
На похоронах преступника в Людвигсбурге присутствовало больше шести тысяч бывших эсэсовцев.