Могилу сына Януковича поставили на сигнализацию
Где сейчас полное безлюдье — так это на кладбище. Идеальное место для самоизоляции. Мы, конечно, шутим, но, оказавшись по рабочим делам на Братском кладбище Севастополя, отметили, что оно непривычно пусто — ни посетителей, ни туристов. А значит, есть отличный повод без спешки побродить по тенистым аллеям и вспомнить историю тех, кто нашел здесь последний приют.
Компанию нам составил смотритель погоста Денис Федотов — спортивного вида молодой человек. Ему бы живых охранять, а тут кого?
— Есть охотники поживиться цветным металлом и просто побезобразничать, — делится наш провожатый. — Ну и по хозяйству хлопот хватает — всего пять человек здесь работают. Бордюры красим, мусор вывозим. Кладбище имеет несколько секторов. На Центральном упокоились не меньше 140 тысяч участников Крымской войны. Есть территория, где лежат герои Великой Отечественной, а также моряки, сложившие голову в советское время. Отдельная «гражданская» территория. Но места здесь уже не дают, в порядке исключения захоранивают к могилам родственников.
Рядом с монументальными сооружениями, увенчанными каменными крестами, — развороченные холмики и покосившиеся плиты. Трогать их нельзя — кладбище считается объектом культурного наследия, и запросто обиходить могилы и выправить памятники без специального разрешения не получится.
Есть и братские захоронения. Они появились в 1855-м в разгар Крымской войны. Город был разрушен, и погибших на лодках свозили на холм на Северной стороне. В каждой могиле — от 50 до 100 человек. Трупы засыпали известняком, камнями, ставили деревянный крест. После этого сразу копали вторую яму. Потери были огромные.
После войны на погосте появились массивные надгробия, скульптуры, и кладбище стало похоже на все европейские места памяти и скорби.
Проволока по периметру
У главных ворот покоится прах героя обороны Севастополя, «солдатского генерала» Степана Хрулева — Старателя, как звали его подчиненные. Он не делал различия по чинам, со всеми обращался как с ровней, за что был уважаем солдатами. А офицеров поражал скромностью и неприхотливостью походного быта. Степан Александрович скончался в Санкт-Петербурге. Но похоронить завещал себя в Севастополе. На памятнике генералу — следы от пуль, оставшиеся с Великой Отечественной войны. В целом же кладбище во время боев не сильно пострадало. Наш провожатый рассказывает, что на Братском много захоронений иностранцев, состоявших на службе в России. Заметив наше недоумение, Денис разъясняет:
— Немцы считали, что здесь покоятся потомки великих арийцев. Обнесли погост по периметру проволокой, никого не пускали и всячески оберегали памятники. Братское кладбище не сильно пострадало от обстрелов. Один фашистский снайпер укрылся в церкви — наши его подбили. Но задели крест на куполе и проломили снарядом стену. Храм восстановили только в 1960-м. Старый крест на вечную память положили у стен. Могила одного из первых настоятелей, Михаила Нечаева, здесь же, неподалеку. Он скончался 10 марта 1901 года.
Немецкий штаб под фундамент
— По левую сторону от храма хоронили богатых людей, — просвещает нас Денис. — Заметьте, между могилами достаточно много места, чтобы родственники не мешали друг другу. Сразу после революции мародеры разграбили почти все кладбище — искали украшения. — Смотритель указывает на большое надгробие с трещиной у основания. — Это последний могильник, который никому не удалось вскрыть. Кто тут похоронен, неизвестно. Памятник похож на каменное древо. Остался ствол, а ветки обломаны.
Место, где в обычное время всегда многолюдно, — мемориал «Родина — сыновьям», напоминающий о гибели линкора «Новороссийск». В ночь на 29 октября 1955 года под днищем корабля, предположительно, взорвалась старая немецкая мина. Погибли, по разным источникам, от 607 до 829 человек. 139 были ранены.
Долгое время о трагедии в Севастопольской бухте почти не говорили. Только спустя 15 лет появился памятник с именами погибших. При его возведении наткнулись на оставшийся с войны немецкий штаб, врытый в землю. Его каменные блоки стали основанием монумента.
Федотов рассказывает, что к нему часто обращаются люди, которые разыскивают могилы родственников. В прошлом году приезжал 61-летний мужчина. Ему было три года, когда его отец-летчик разбился на самолете. Денис помог найти имя погибшего в журнале записей. Подойдя к памятнику, мужчина упал на колени, обнял его и заплакал.
Место за $2 тыс.
Пожалуй, самая охраняемая на Братском — могила сына экс-президента Украины Виктора Януковича. В 2015-м он провалился под лед, катаясь на джипе на Байкале. Тогда ему было 33 года. Рассказывают, хоронили погибшего ночью, без лишних свидетелей. Проститься с сыном приезжали экс-президент, его супруга Людмила, жена Януковича-младшего Ольга с сыном Ильей, друзья. Но в кладбищенском реестре сведений о похоронах нет. Могила расположена у Свято-Никольского храма. Вдоль ограды установлены датчики, которые реагируют на движение, так что внутрь лучше не заходить — сработает сигнализация. К слову, участок, где похоронен Янукович-младший, один из самых дорогих: место стоит $1,5–2 тыс.