Польша предала «майора Вихря»

Ясность ума Алексей Николаевич сохранял до конца своей долгой жизни. Фото: © «ИТАР-ТАСС»

Спаситель Кракова больше не считается его героем

Легендарный советский разведчик Алексей Ботян прожил фантастически длинную жизнь - 103 года - и упокоился на Троекуровском кладбище в феврале этого года. Знал бы Алексей Николаевич, что доживет до времени, когда советских солдат, погибших за свободу Польши, назовут оккупантами!

Родился Ботян в Белоруссии, в деревне, которую в 1921 году оккупировала Польша. Ведь после того, как большевики даровали Польскому княжеству независимость, оно практически сразу положило глаз на русские земли. Неслучайно поэтому польское правительство вскоре спелось с Гитлером и вело переговоры с рейхом о нападении на СССР, чтобы присоединить к себе как минимум всю территорию Белоруссии. Фюрер, однако, сам коварно напал на Польшу, разгромив надменных пшеков за месяц с небольшим.

Уничтожил сто фашистов

В 1939 году Ботяна призвали в польскую армию. Став командиром зенитки, он в первый же день сбил вражеский «Юнкерс». После молниеносного разгрома Польши Алексей, оставшись без командования, со своей воинской частью пришел в расположение Красной армии. И был принят там как союзник.

Вернулся в родное село, благо эту территорию заняли наши, получил советское гражданство, стал учителем. А в мае 1940-го его направили в разведшколу НКВД. После начала войны он неоднократно забрасывался в тыл к противнику, который вплотную подошел к Москве.

Героем Советского Союза наш диверсант мог бы стать уже тогда, проявив чудеса храбрости и смекалки. Под его руководством в городе Овруч на Житомирщине, например, была взорвана инспекция из Германии - около сотни фашистских офицеров. Так не состоялась планируемая кровавая зачистка ряда областей Украины, были спасены десятки тысяч мирных жителей. Представление на Золотую Звезду послали в столицу. Но самолет с бумагами сбили, Алексей Николаевич остался без награды.

В фильме «Майор Вихрь» Ботяна сыграл Вадим Бероев - отчим популярного сегодня киноактера Егора Бероева

Погиб только на экране

Подвиги Ботяна обессмертил Юлиан Семенов, написав книгу «Майор Вихрь», по которой позже режиссер Евгений Ташков снял культовый трехсерийный фильм. В картину вошел эпизод, как советский разведчик совместно с подразделениями Армии Людовой дерзко захватил город Илжа, освободив из тюрьмы сотни польских патриотов. Рассказано там и о самой большой его заслуге. В руки диверсионной группы попали документы о планах по уничтожению Кракова. Под руководством Ботяна был взорван склад боеприпасов в Ягелонском замке, и варвары были остановлены.

По сюжету, если вы помните, разведчик гибнет в неравном бою, не позволяя фашистам починить кабель и превратить в руины краковские архитектурные шедевры. Но в реальности Вихрь остался жив, только вот Золотую Звезду по горячим следам опять не получил.

Прекрасный Краков сохранился благодаря подвигу советских спецназовцев. Фото: Depositphotos.com

Обидная отставка

После войны из-за вопиющей некомпетентности нового руководства Ботяна отправили в отставку. Легендарный герой вынужден был устроиться в ресторан метрдотелем. Однако вскоре наверху спохватились, и ценного кадра на службе восстановили.

Фото Алексея перед началом войны. По лицу видно: с таким можно идти в разведку

В общей сложности, Алексей Николаевич отдал разведке 70 лет. Уже в наши дни он был удостоен ордена Мужества, ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени». В 2007-м ему наконец вручили Золотую Звезду - за спасение Кракова. Но в современной русофобской Польше подвиг советского разведчика поставили под сомнение. В Кракове нет ни памятника, ни памятной доски в честь Ботяна.

Алексей Николаевич никогда не опускался до упреков в адрес неблагодарных поляков. И до конца дней своих вел активный образ жизни. Летом трижды в неделю играл в волейбол, любил собирать грибы, зимой ходил на лыжах. И никогда не кичился своими многочисленными подвигами.

- Что вы думаете о своей жизни? - спросили его в одном из последних интервью.

- Сложная она была, - как всегда, сдержанно ответил герой. - И война, и до войны. Но все прошло нормально.