«Скорых не хватало, ездили на такси»: четверть века назад в Симферополе победили эпидемию холеры
В 1994 году Елена Викторова* была фельдшером на скорой в Симферополе, когда на полуострове началась эпидемия холеры. Сегодня она работает врачом 7-й городской больницы и, как многие медики в стране, готовится дать отпор коронавирусу. Елена рассказала, как боролись со страшным заболеванием в то время, и насколько готова медицина сейчас.
Эпидемия кишечных инфекций началась в конце лета 1994-го. После краха СССР была полная неразбериха. Медикам приходилось спасать людей на старом, изношенном оборудовании.
- Машин не хватало катастрофически, и так как служба такси была государственной, нам выделяли машины. На вызов ехали фельдшер и водитель такси, - вспоминает Елена Викторова. - Водители работали хорошо, дружно. Когда государственное такси разогнали, многие перешли на скорую.
Хлор и марганцовка
Конечно, не каждый вызов с характерными симптомами (рвота, понос, слабость, судороги и жажда) оказывался холерой, врачи разбирались с целым букетом других кишечных болезней - гастроэнтероколитами, сальмонеллезом, дизентерией.
Защитных комбинезонов не выдавали, врачи пользовались противохолерными укладками - по советским стандартам. Медику полагался халат, шапочка или косынка, маска, перчатки, защитные очки и набор дезинфицирующих средств для обработки лица, рук, одежды. Использовали растворы хлорной извести, марганцовки.
Как надевать костюм, как снимать, как обрабатывать обувь и руки - каждый шаг регламентировался инструкцией.
- Никто из сотрудников за время эпидемии не заразился. На скорой помощи нас учили чуть ли не подручными средствами защищать себя, и это было грамотно. Сейчас вам предоставляют костюм, но никто не думает, что врачу в нем надо не просто пройти по территории, а еще сделать инъекцию, осмотреть больного, реанимировать, интубировать (ввести гибкую пластиковую трубку в трахею для обеспечения дыхания. - А. Ж.). То, что есть сейчас, - очень неудобно.
Заражались на базарах
Эпидемия больше всего затронула Симферополь и близлежащие поселки (190 больных), на втором месте по количеству заболевших была Алушта (53 человека), регистрировали случаи в Евпатории, Севастополе и Бахчисарае. Умерли, по официальным данным, 10 человек.
Жарким летом в Крыму возбудители холеры прекрасно себя чувствовали в морской воде. Искупался - заразился. Проблемы с ЖКХ (изношенные сети, плохая очистка водопроводной воды) и сброс в море канализационных вод усугубили проблему.
- Плюс к этому - несоблюдение правил личной гигиены. Это наблюдается в торговле квасом, пивом, на стихийных базарах, в общественном питании. Изготовители продукции в погоне за прибылью абсолютно игнорируют замечания, - говорил летом 1994 года в интервью «Крымской правде» министр здравоохранения автономии Евгений Короленко.
Серьезных карантинных мер тогда так и не ввели, кроме закрытия двух десятков школ в Симферополе из-за антисанитарии. В итоге крымчан спасла погода: к концу октября похолодало - и эпидемия сошла на нет.
Холерный госпиталь тогда развернули на базе инфекционного отделения 7-й горбольницы Симферополя. Сегодня это инфекционный госпиталь, готовый принимать больных коронавирусом.
Специализация Елены Викторовой не связана с инфекционными болезнями, но оказывать помощь пациентам с СOVID-19 будут абсолютно все сотрудники клиники.
- Больных пока нет. Сидим наготове, ждем. Идешь на работу и не знаешь, вернешься ли домой, будешь сидеть на карантине или круглосуточно работать. Если честно, страшно, - признается врач. - Со мной живут пожилые родители, не дай бог домой принести инфекцию…
Страховая медицина VS эпидемии
В 1994-м в Симферополе была пара аппаратов УЗИ на весь город, а сейчас в каждой больнице - компьютерный томограф. Но вместе с техникой XXI век подарил врачам страховую медицину, и у нее, по мнению Елены Викторовой, есть множество побочных эффектов, которые стали особенно видны во время пандемии.
- В советские времена рассчитывали количество врачей и коек в стационарах, исходя из численности населения. В 1994 году в Симферополе проживало 350 тысяч, значит, должно было круглосуточно работать 35 бригад скорой, - вспоминает собеседница. - Сейчас невыгодно содержать столько бригад, решили - пусть они лучше делают в два раза больше вызовов.
В итоге часть врачей увольняется самостоятельно, не выдерживая нагрузки. Других сокращают, потому что «не выполняют план». Медики недоумевают, как можно точно спланировать количество инсультов, инфарктов и сломанных ног, но сделать ничего не могут.
- В обычные дни инфекционисты, к примеру, не настолько востребованы. Сокращается количество специалистов, уменьшается уровень их подготовки, - говорит Елена Викторова. - Но возникает вспышка коронавируса - и катастрофа. Не хватает пульмонологов, которые бы лечили пневмонию, анестезиологов, реаниматологов, которые могут интубировать, оказывать реанимационную помощь. И это - из-за современной страховой медицины.
*Имя изменено.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов